Недавно мы писали о Skoda Rapid 2021 г.в., которая спустя всего два года эксплуатации покрылась точками со вспучиванием краски. Если точнее, то вздутия были замечены владельцем через 1 год 7 месяцев после покупки. Дилер не перекрасил машину даже после нашей резонансной публикации, которая набрала 90 тысяч просмотров. Владелец автомобиля не собирается сдаваться и недавно заказал независимую экспертизу. 

Вкратце ситуация такая: машина покрылась точками со вспучиванием краски, но дилер не признал это гарантийным случаем. Самих вздутий 13, к тому же вакуумный усилитель под капотом покрылся коррозией. Есть у клиента и нарекания к качеству покрасочных работ: дело в том, что заднее правое крыло и задняя правая дверь перекрашивались после небольшого ДТП у дилера по КАСКО, но следы ремонта хорошо заметны. Владелец автомобиля Евгений Волошин не согласен с позицией дилерского центра и решил бороться до конца. 

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

«Адна з прычын, чаму людзі не ўвязваюцца ў спрэчкі з дылерамі, — трэба шмат грошай і часу, — рассказывает Евгений. — Сумная перспектыва для сучаснага занятага чалавека. У маім выпадку барацьба цягнецца ўжо больш за два месяцы. Мой першы вусны зварот датаваны 24 красавіка. Праз некалькі дзён мне адказалі, што я сам ва ўсім вінаваты. Афіцыйны адказ датуецца 27 красавіка. Потым адна службовая асоба паабяцала вырашыць маю праблему 7 траўня. Але «ФелАкт-сервіс» перастаў выходзіць са мной на сувязь. Такім чынам, афіцыйную прэтэнзію я адправіў 16.05.2021. І з гэтага моманту адказу на кожны зварот я чакаю прыкладана па 20 дзён, бо пакуль ваш ліст даставяць, пакуль цягам 14 дзён дылер складае адказ, потым яшчэ тры дні патрэбна на дастаўку вам адказу. У адказе на афіцыйную прэтэнзію мне спрабавалі навязаць экспертызу ў Дзяржаўным камітэце судовых экспертыз за 2243 (!) рублі. Яны пісалі, што ўжо прызначаны эксперт (без вашага ведаму і згоды), што вось-вось стане вядома пра дату правядзення экспертызы. Кліент пачынае даведвацца пра дэталі, і аказваецца, што кошт экспертызы большы за 1000 даляраў. А ў выпадку неспрыяльнай экспертызы плаціць павінен кліент. І на гэтым этапе многія здаюцца, дылер застаецца беспакараным».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Действительно, 30 мая Евгений получил официальный ответ, что повреждения лакокрасочного покрытия на пяти элементах кузова носят эксплуатационный характер и не могут быть устранены по гарантии. Предлагается проведение государственной экспертизы — в ответе указано, что «в ближайшее время эксперт готов выставить нам (ООО «Фелокт-сервис» — прим.ред) счет на оплату».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

«2 чэрвеня я адмаўляюся ад незаконна навязанай мне экспертызы, а таксама прашу паказаць адказ з чэшскага завода «Шкода». Раней яны пiсалi, што «согласно ответу завода-изготовителя, вздутия на лакокрасочном покрытии не являются гарантийными». 8 чэрвеня я атрымліваю па e-mail больш мяккі адказ. Што тычыцца адказу з завода «Шкода», то напісалі, што «официальные ответы на бумаге наше предприятие получает по запросу, исключительно в редких случаях, на это требуется много времени». За гэты адказ намеcнік дырэктара Валерый Раманчанка атрымлівае штраф у 4 базавыя за ігнор беларускай мовы».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

На запросы граждан на белорусском языке организации обязаны давать ответы на белорусском. Евгений подал жалобу в Администрацию Московского района — сотрудник дилерского центра получил штраф за ответ на русском языке по ст.9.22 КоАП «Hарушение законодательства о языках».

«Лiчу, што яшчэ два пратаколы па артыкулах 9.13 КаАП павінны быць складзены за адсутнасць у адказах «ФелАкт-сервіса» парадку абскарджвання. Таксама у адказе на афіцыйную прэтэнзію «ФелАкт-сервіс» нічога не напісаў пра ржавы вакуумны ўзмацняльнік. Паводле закона яны падрыхтавалі адказ не па сутнасці. За гэта, на маю думку, павінен быць яшчэ адзін пратакол па артыкуле 9.13 КаАП, штраф ад 4 да 20 базавых велічыняў».

«Далей я шукаю прафесійнага, аўтарытэтнага і аб’ектыўнага эксперта, з добрай рэпутацыяй. І ўжо 8 чэрвеня падпісваю дамову. Вынікі экспертызы датуюцца 25 чэрвеня. Мяне няма ў Мінску, але вынікі ў «ФелАкт-сервіс» я адпраўляю максімальна хутка — 30 чэрвеня. Трэба сказаць, што ўжо перад экспертызай намеснік дырэктара Раманчанка ў перапісцы па e-mail пачаў хіліць у бок, што дылер прагне вырашыць спрэчку мірным шляхам. Але дагэтуль ад «Шкоды-Беларусь» няма ні чуткі, ні прачуткі».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Что показала экспертиза общественного объединения «Защита потребителя»? Исследование проводилось начальником отдела специальных исследований Валентином Фальковским, имеющим высшее техническое и юридическое образование, специальную подготовку по транспортной трасологии, исследованию технического состояния транспортных средств и стаж работы в данной области с 1979 года.

Заключение изложено на 16 листах. Здесь вы можете просмотреть его целиком, ниже мы остановимся на самых важных моментах.

В исследовании говорится, что окраска кузова на современных автозаводах — многоэтапный процесс и отличается от ремонтной окраски на СТО. В результате красочное покрытие состоит из нескольких слоев:
1. Защитный слой, получаемый электрофорезом (20-25 мкм).
2. Грунтовка (около 20 мкм).
3. Основной окрасочный слой (30-40 мкм).
4. Лакирующий слой (30-35 мкм).

Общий слой лакокрасочного покрытия должен составлять 100-120 мкм.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Указано, что «вакуумный усилитель тормозной системы, который изготовлен из металла, подвержен следам коррозии, а в некоторых соединительных местах имеются значительные следы коррозии с образованием ржавчины, что противоречит безопасной эксплуатации транспортного средства и требованиям завода-изготовителя». 

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Далее по тексту: «Защитное покрытие крепления левого крыла отличается по цвету от цвета поверхности крыла, что не соответствует требованиям завода-изготовителя… На поверхности переднего левого крыла ниже указателя поворота имеется прямоугольник другого цвета и размывы красителя, что не соответствует требованиям завода-изготовителя».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

То есть переднее левое крыло для чего-то снималось. И прямоугольник действительно хорошо виден.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Также есть нарекания к кузовным работам, которые были произведены 10 апреля 2021 года у дилера после небольшого ДТП по КАСКО: «Имеется четкая граница ремонтной окраски на проеме задней правой двери, что противоречит требованиям завода-изготовителя».

Далее переходим к «жукам»: «На задней поверхности крышки багажника обнаружены множественные очаги пузырения лакокрасочного покрытия, одно из которых открыто механическим способом. На поверхности левого заднего крыла обнаружен один нераскрытый очаг пузырения. На поверхности левой задней двери обнаружен один нераскрытый очаг пузырения. На поверхности левой передней двери обнаружен один нераскрытый очаг пузырения. На поверхности правой передней двери обнаружены множественные очаги пузырения».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

При визуальном осмотре установлено, что «на кузове исследуемого автомобиля имеются следы дефектов лакокрасочного покрытия путем образования вздутия (пузырения), то есть на окрашиваемой поверхности появляются пузыри разного размера и плотности. Пузырение может поражать как новое, так и старое красочное покрытия. Обычно появляются в периоды высокой влажности, сопровождающиеся вспышками сильных морозов. Пузырение вызвано влагой, оставшейся под слоем краски. При резких изменениях температуры влага, запертая под слоем краски, испаряется, давлением пара выпучивает красочный слой в виде пузырей в местах с наиболее слабым сцеплением слоев».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Экспертное заключение — данные дефекты носят производственный характер. 

1. Наиболее частая причина пузырения — недостаточная очистка подготовительных поверхностей от загрязнения, проявляющаяся в плохом сцеплении грунта или шпаклевки с металлом либо грунта с краской. Типичные загрязнения — масло (может наноситься на поверхность вместе с воздухом из компрессора), продукты шлифования при подготовке поверхности, пятна от прикосновения к поверхности грязными руками, соль и щелочь, оставшиеся от поверхности после ее промывки.
2. Неправильный выбор растворителя.
3. Излишне толстый слой нанесения краски или недостаточное время высыхания очередного слоя. В этом случае не испарившийся вовремя растворитель запирается слоями краски и начинает искать выход как обычная жидкость — испаряется, повышает давление и образует пузырь. 
4. Недостаточная толщина слоя красочного покрытия.

5. Процесс сушки проходил при повышенной влажности, или невысохшая поверхность попала под дождь.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Здесь же прилагаются фотоснимки вздутий под увеличением электронного микроскопа.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Толщина лакокрасочного покрытия измерялась с помощью толщиномера. Правая задняя дверь и правое заднее крыло были перекрашены после ДТП у дилера — это нам известно. А вот специалист после измерений делает вывод, что перекрашивался также капот и крыша — толщина лакокрасочного покрытия этих двух элементов доходит до 155-160 мкм. Об этом нам ничего неизвестно. Тем не менее на капоте, крыше, явно замененном левом переднем крыле и перекрашенных у дилера двух элементах после ДТП никаких вздутий нет. 

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

А теперь переходим к выводам. 

С технической точки зрения дефекты окраски исследуемого гарантийного автомобиля Skoda Rapid, описанные в исследовательской части настоящего заключения (множественные очаги пузырения на крышке багажника, заднему левому крылу, задней левой двери, передней левой двери, передней правой двери), были образованы при проведении неквалифицированных окрасочных работ в условиях предприятия, производившего данный вид работ:

  • на поверхности переднего левого переднего крыла, ниже повторителя поворота, имеется прямоугольник другого цвета и разводы красителя (разнооттеночность), что противоречит требованиям ГОСТ 9.032-74 «Покрытие лакокрасочное. Единая система защиты от коррозии и старения. Группы, технические требования и обозначения»;
  • защитное покрытие крепления левого переднего крыла отличается по цвету от цвета самого крыла, что противоречит требованиям завода-изготовителя;
  • вакуумный усилитель тормозной системы исследуемого автомобиля, который изготовлен из металла, подвержен следам коррозии, а в некоторых соединительных местах имеются значительные следы ржавчины, что противоречит безопасной эксплуатации транспортного средства и требованиям завода-изготовителя;
  • обнаружена четкая граница ремонтной окраски в проеме задней правой двери, что противоречит требованиям завода-изготовителя. 

Установленные дефекты носят скрытый характер и могут проявиться через неопределенное время после начала эксплуатации автомобиля. 
Кузов исследуемого автомобиля не подвергался ремонтной окраске, за исключением капота, правой задней двери, правого заднего крыла и крыши (заключение экспертизы от 25 июня 2021 года №010/18).

«Уздыбліванне ЛФП сапраўды пацвердзілася. Машына выпускалася у апошні дзень жніўня 2021 года. Магчыма, калужскія работнікі спяшаліся, — рассказывает Евгений. — Нешта не дасушылі перад нанясеннем фарбы. У маразы фарба ўздыбліваецца. Чаму на капоце і на даху няма ўздыблівання? Дык дылер, паводле экспертызы, прадаў мне фарбаваную машыну. Магчыма, звалілася з лафета падчас дастаўкі ў Мінск. І мяне нават не папярэдзілі, проста падманулі, атрымліваецца. Левае пярэдняе крыло чамусьці здымалася з аўто. Канешне, я не мог гэтага заўважыць да экспертызы, бо я звычайны неабазнаны кіроўца, а не эксперт. Дарэчы, гэта крыло не перафарбоўвалася, але завадское ЛФП нанесена з бракам. Вакуумны ўзмацняльнік пад капотам, канешне, не павінен быць іржавым у амаль новай машыне. Гэта супярэчыць стандартам».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

У Евгения есть претензии и к качеству ремонтных работ дилерского автоцентра:

«Канешне, дылер можа сказаць, што, маўляў, я сам пафарбаваў капот і дах машыны. Але навошта мне цацкацца, калі аўто гарантыйнае і на КАСКА? Ды і заўважылі б яны пафарбоўку і знялі машыну з гарантыі. А так у апошні раз я праходзіў тэхнічны агляд на «ФелАкт-сервісе» 16 траўня 2021 года. Акурат у той самы дзень, калі напісаў афіцыйную прэтэнзію. Уся гэта гісторыя даказала і тое, што супрацоўнікі «ФелАкт-сервіса» часта бываюць некампетэнтнымі не толькі ў адказах на звароты. Звярніце ўвагу на абламаную пластыкавую дэталь пад капотам. Ну як так можна? Падазраю, што гэта з’явілася падчас тэхнічнага агляду, бо апроч дылера туды ніхто ніколі не лазіў. І звярніце ўвагу на пацёртасць фарбы ў раёне правай задняй дзвяцры — гэта брак падчас пафарбоўкі. Выходзіць, за 400 даляраў «ФелАкт-сервіс» мне так пафарбаваў машыну па КАСКА. Законы такія, што толькі па гэтым вакууменым узмацняльніку мне могуць замяніць машыну. Толькі па крылу мне могуць замяніць машыну, бо яно не адпавядае стандартам. Ну і, зразумела, па браку ЛФП мне таксама павінны замяніць машыну».

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Как ни крути, машина невезучая. По поводу перекрашенных до продажи крыши и капота — уверенности в этом нет… Толщина ЛКП действительно выпадает из стандартных 90-130 мкм, на этих двух элементах действительно нет «жуков». Но переднее левое крыло действительно зачем-то снималось до передачи автомобиля покупателю. Вакуумный усилитель ржавый. И «жуки»…

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Надеемся, история научит дилерские автоцентры перекрашивать автомобили по гарантии, а заводы — красить качественно. 13 «жуков» на кузове после всего двухлетней щадящей эксплуатации и 45.000 км пробега — это явно ненормально. 

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

С этим согласилось 92% наших читателей после опроса в предыдущем материале. Но дилер — нет.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Мы попросили представителей «ФелОкт-сервис» дать развернутый комментарий: перекрашивались ли кузовные элементы до продажи автомобиля, зачем снималось крыло, согласны ли они с результатами независимой экспертизы, как планируют выйти из конфликта с клиентом? 

Но комментарий мы не получили. Маркетолог мотивировала свой отказ тем, что вся информация имеется в официальной переписке с клиентом. После краткий ответ все же был получен: «В официальной переписке с Евгением Волошиным мы предлагали и продолжаем предлагать возможность конструктивного для обеих сторон скорейшего разрешения ситуации и по-прежнему открыты к диалогу», — сообщил Валерий Романченко, заместитель директора ООО «ФелОкт-сервис»по ППО.

Уже после того как мы подготовили статью, Евгению на почту пришел новый ответ от дилера. Если коротко: с экспертизой «ФелОкт-сервис» не согласен. Что интересно, если бы Евгений не переслал нам это письмо, то позиция «ФелОкт-сервис» по поводу экспертизы и вовсе не была бы озвучена в материале. 

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

«ФелОкт-сервис» считает, что выводы эксперта Фальковского не являются достаточным доказательством, что причина возникновения дефектов имеет производственный характер. Дилер по-прежнему предлагает обратиться в Государственный комитет судебных экспертиз для проведения подробного выяснения причин вздутия ЛКП, в том числе с помощью химического анализа. Но на этот раз просит дать согласие на проведение экспертизы.

«Як мы паведамлялі раней, у адпаведнасці з адказамі службы тэхнічнай падтрымкі завода-вытворцы Skoda-Auto a.s. ад 25.04.2021 (пашкоджанне на пярэднім левым крыле, пярэдніх дзвярах, на задней левай дзвяры і крышке багажніка) і 22.05.2021 (пашкоджанне ЛФП на крышке багажніка) з’яўленныя вамі дэфекты з’яўляюцца наступствамі знешняга механічнага ўздзеяння», — сообщает «ФелОкт-сервис» в официальном ответе Евгению Волошину.

К письму прилагается комментарий «ФелОкт-сервис» относительно выводов экспертизы на 14 листах. Некоторые утверждения выглядят вполне убедительно: по информации завода-изготовителя, толщина ЛКП данного автомобиля может доходить до 159 мкм, поэтому не факт, что крыша и капот перекрашены. Также экспертиза критикуется за отсутствие химического анализа.

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

За нами не заржавеет. Проверяем соcтояние кузова пятилетнего Skoda Rapid

Пока идут переписки — «жуки» продолжают расти. Ситуация никак не решается.

«Называць карозію на вакуумным узмацняльніку нейкім там налётам… Пра левае крыло з падфарбаванымі балтамі яны ўвогуле не пішуць. Таму іх адказ не па сутнасці. Але пафарбаваныя капот і дах машыны — не ўпэўнены на 100 адсоткаў, што гэта сапраўды так, — говорит Евгений. — Самае галоўнае, што гэты адказ — не толькі зацягванне канфлікту, гэта тое, што дылер, на маю думку, не кліентаарыентаваны. Ні людзям, ні бюджэтным ведамствам не варта, я лічу, купляць аўто ў такіх кампаніях. Ніхто так і не выйшаў са мной на сувязь, каб знайсці ўзаемавыгадны кансэнсус».

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
shkoda-avto.ru