Правильно «готовим» прототип. Технологии прототипирования корпуса / Хабр

Основные преимущества быстрого прототипирования в медицинской отрасли

  • Предоперационное планирование;
  • Индивидуальная разработка изделий хирургического назначения;
  • Сокращение времени проведения операции в операционной;
  • Простота в общении «врач-врач»;
  • Улучшение общения «врач-пациент»;
  • Подготовка врачей во время курсов с возможностью отработать реально существующие случаи.

Что такое быстрое прототипирование

Быстрое прототипирование (Rapid Prototyping, RP) — это послойное построение физической модели (прототипа) в соответствии с геометрией CAD-модели. Основное отличие этой технологии от традиционных методов изготовления моделей заключается в том, что модель создается не отделением материала от заготовки, а послойным наращиванием материала, составляющего модель, включая входящие в нее внутренние и даже подвижные части.

Модели, выполненные методом RP, могут изготавливаться из различных материалов (в зависимости от применяемой в оборудовании технологии): из пластиков, жидких смол, специальных порошков, различных листовых материалов (бумаги, алюминия и др.). Процессы построения в значительной степени автоматизированы и позволяют получать качественные и сравнительно недорогие модели, затрачивая на их изготовление часы, а не дни и недели, как это было при использовании традиционных методов.

Технологии, предоставляющие такие уникальные возможности, были сразу же востребованы и взяты на вооружение многими промышленными предприятиями. Применение быстрого прототипирования обеспечило им значительную экономию времени и денежных средств, затрачиваемых на подготовку новых изделий к производству, позволив существенно сократить сроки и стоимость дизайнерских и конструкторских работ, работ по изготовлению технологической оснастки, а также повысить качество выпускаемой продукции.

Впервые технология RP была реализована в конце 80-х годов, когда американская компания 3D Systems вывела на рынок свою первую установку SLA (Stereo Lithography Apparatus), создающую модели методом послойного отвердевания фотополимера под воздействием луча лазера.

Например, американская компания Stratasys, Inc. в 1988 году предложила технологию FDM, а 1992-м вывела на рынок оборудование, позволяющее быстро изготавливать пластмассовые прототипы. Это оборудование для изготовления прототипов характеризуется отличными техническими характеристиками: точностью изготовления моделей, производительностью, гибкостью выбора моделирующих материалов, а широкий модельный ряд позволяет применять эти устройства как на крупных предприятиях, так и на небольших фирмах.

Новейшая установка фирмы Stratasys FDM Vantage

Справка

Сегодня Stratasys, Inc. — один из лидеров в производстве оборудования быстрого прототипирования. Согласно отчету компании Wohlers Associates, в 2002 году Stratasys произвела 31% всех установок быстрого прототипирования в мире, что является самым большим показателем среди конкурентов.

Быстрое прототипирование в литейном производстве

Кроме применения установок FDM непосредственно для создания прототипов разрабатываемых изделий, имеется положительный опыт использования изготовленных на них моделей из ABS и в литейном производстве:

• в качестве мастер-моделей для литья в песчаные формы (стойкость моделей ABS позволяет выполнить 50-150 съемов);

• в качестве мастер-моделей для изготовления силиконовых форм, в которые затем льется восковая модельная масса;

• для замены моделей из восковой массы в литье по выплавляемым моделям небольших партий изделий.

Пример использования последней технологии1 выявил неоспоримые преимущества: модели из ABS обеспечивают повышенную точность, упрощают подготовительные и вспомогательные операции, сокращаются сроки изготовления и затраты на оснастку. Например, компания Biomet, Inc. (США), начав использовать модели ABS для производства до 50 отливок в месяц, добилась экономии 120 тыс. долл. в год.

Инструменты быстрого прототипирования

Прототипы, как инструменты дизайна, находятся на подъёме, и вот почему. Я твёрдо верю, что прототипирование помогает нам в процессе создания качественных пользовательских интерфейсов. Мы работаем в мире богатых, обладающих динамикой интерфейсов пользователя как в сети, так и на наших устройствах. Интерфейсы, которые мы создаём, интерактивны, откликаются на воздействие пользователя и обладают эмоциями. Прототипы позволяют сформулировать чувства и функции дизайна так, как этого не могут сделать простые экранные формы. Но как выбрать лучший инструмент прототипирования для работы?

Создание эффективных прототипов
Для того чтобы оценить инструменты или техники прототипирования нам в первую очередь необходимо определить критерии эффективного прототипа. Лучшими являются те прототипы, которые вливаются в процесс дизайна. Мы хотим иметь возможность быстро переходить от набросков к интерактивному воплощению.
Эффективные прототипы быстры. Мы хотим использовать методики, которые помогают делать итерации короче. Этап создания прототипа не должно быть жестко закреплен в конце процесса дизайна. Включение создания прототипа в вашу ежедневную дизайнерскую работу способствует возникновению идей и бытрой проверке концепций.
Эффективные прототипы являются одноразовыми. Как и любой другой дизайн, предназначеный для реализации, мы создаём артефакт, предназначенный для того, чтобы донести идею до кого-то ещё (заинтересованного лица, разработчика, пользователя и т.д.). После того как дизайнерская идея была донесена, прототип реализации может быть отвергнут. Мы не должны переживать тяжёлое чувство, что создаём шедевр, который обязательно будет реализован, и безусловно не должны создавать прототип, работая на уровне кода.
Эффективные прототипы являются сфокусированными. Мы хотим выбирать интерактивные элементы нашего дизайна, которые действительно должны быть прототипированы. Ищите части вашего дизайна, которые сложны. Ищите паттерны взаимодействия, кторые давно известны в теории user experience. Ищите элементы взаимодействия, которые принесут пользу вашему продукту. Прототип, который продемонстрирует эти элементы, будет лучшим использованием вашего времени и энергии. […]
Выбор инструмента
Вместе с базовым набором, который инструмент прототипирования должен предоставлять нам для создания эффективного прототипа, мы рассмотрим, что подойдет нашей конкретной организации.
Первым делом давайте бросим взгляд на команду. Кто-нибудь из сотрудников умеет программировать? Является технолог дизайна членом нашей группы, занимающейся user experience? Есть ли у нас прочные отношения с инженерным отделом, кторый может помочь в создании прототипов? Что насчёт штатных разработчиков, кторые могут помочь? Определение наших технических возможностей укажет нам направление на программирование прототипа вручную или на использование основанного на рисовании ПО для прототипирования.
Как велика наша команда? Мы являемся командой по user experience, состоящей из одного человека, занимающегося одновременно и исследованиями, и рисованием скетчей и прототипированием? Или мы члены небольшой, сплоченой команды, которая может осуществить процесс создания готового прототипа менее чем за один день? Или мы являемся частью большой организации, и существует необходимость пробиваться в мутной воде корпортативной политики и различных точек зрения на наш прототип? Зачастую, чем больше команда, тем больше деталей прототипа (описания) потребуется.
Где находится люди, которые будут оценивать наш прототип? Находятся ли они в одном с нами офисе, заглядывая через плечо? Или они далеко? Находятся ли они в стране с тем-же самым часовым поясом? Положительный ответ на этот вопрос увеличивает вероятность обсуждения с помощью прототипа, так как он на все 100% описывает себя сам.
Является ли команда, занимающаяся user experience, частью команды по разработке, или привлечённой группой, занимающейся консалтингом? Если мы часть команды, то сильно ли мы интегрированы с инженерной группой, или мы совершенно отдельный департамент? Группе по user experience, которую привлекли со стороны, зачастую приходится отстаивать свой концепт дизайна немного больше.
Какой у нас бюджет на средство прототипирования? Как и с большинством ПО, границы предложений охватывают диапазон от бесплатного до дорогого. Лучшие решения как правило относятся к нижней части среднего ценового диапазона. Супер-дорогие решения (как в отношении времени, так и в отношении цены) как правило своего не стоят.
Насколько гибким должен быть наш инструмент прототипирования? Ориентируемся ли мы только лишь на одну платформу, например на веб? Или мы создаём дизайн для многих платформ, мобильной, терминалов, телевидения, бытовой электроники, интернета? Многие средства прототипирования создаются лишь для одного направления (чаще всего для веб-сайтов), поэтому мы либо должны выбрать что-то одно, что нам нравится, или остановиться на методах создания прототипов с помощью программирования.
Инструменты прототипирования
С учётом указанных критериев создан список инструментов прототипирования. […] Я надеюсь, что вместе мы сможем сформулировать подробные критерии выбора и варианты аспектов прототипирования. Этот список будет пересматриваться на основе обратной связи с сообществом.

Название инструментаОписаниеПлатформа/Цена/ПроизводительСсылка
Axure RP ProИнструмент, ориентированный на создание прототипов веб-сайтов. Генерирует кликабельный HTML и документацию в формате Word. Поддерживает комплексное взаимодействие.Windows / $ 589 / Axurewww.axure.com/p101_5.aspx
Balsamiq MockupsПозволяет очень быстро создават макеты вашего ПО. Сгенерированное содержимое выглядит как скетчи, что поможет не вводить в заблуждение тех, кто может подумать, что программа уже готова.Веб / $ 79 / Balsamigwww.balsamiq.com
CogTool*Создаёт простые макеты пользовательского интерфейса и позволяет оценить их эффективность. Предсказывает, сколько времени опытному пользователю понадобиться для выполнения той или иной задачи.Кроссплатформенный / Бесплатный / Bonnie E. Johncogtool.hcii.cs.cmu.edu
Coutline*Веб-приложение для создания и просмотра интерактивных прототипов. Включает в себя функции по управлению проектом и участию контролирующей группы.Веб /? / Coutlinewww.coutline.comwww.usability.by/coutline
DreamweaverИспользуйте визуальную часть Dreamweaver для перетаскивания и размещения элементов дизайна с помощью drag-and-drop, добавления элементов интерактивности, и погружайтесь в код для более комплексного прототипирования.Кроссплатформенный / $ 399 / Adobewww.adobe.com/products/dreamweaver
EasyPrototype*Очень похож на популярный Axure, легкий инструмент, позволяет проектировать экранные формы, экспортировать интерактивные HTML-прототипы и документацию.Кроссплатформенный / $ 69 / ExtremePlanner Softwarewww.extremeplanner.com/easyprototype
Excel*Вы думаете, «Excel, ты с ума сошел»? Авторы этой книги так не считают.Кроссплатформенный / $ 229 / Microsoftwww.effectiveprototyping.com/ep_excel.shtmexcelprototyping.weebly.com
Expression BlendГенерирует прототипы для Silverlight и WPF приложений с богатыми интерактивными возможностями, быстрая скорость работы посредством Drag-и-Drop.Windows / $ 499 / Microsoftwww.microsoft.com/expression/products/Overview.aspx?key=blend#page-top
Expression Blend SketchFlow*Cоздание карт потока задач и концепций интерфейсов, которые выглядят как скетчи. Прототипы можно преобразовывать в конечный продукт с помощью Expression Suite.Windows / $ 599 / Microsoftwww.microsoft.com/expression/products/Sketchflow_Overview.asp
Expression DesignМощный инструмент рисования для создания прототипов HTML, Silverlight и WPF приложений с ограниченной интерактивностью.Windows / $ 699 / Microsoftwww.microsoft.com/expression/products/Overview.aspx?key=design
FireworksВозможно создание сложных интерактивных прототипов. Множество инструментов аналогичны некоторым инструментам из Adobe suite. Имеется возможность экспорта в PDF или HTML.Кроссплатформенный / $ 299 / Adobetv.adobe.com/#VI f1498v1659
FlairBuilder*Создаёт интерактивные экранные формы с помощью десктопного Air приложения. Отправляет результат клиенту для просмотра в виде самостоятельного приложения.Кросплатформенный / $ 99 / Cristian Pascuwww.flairbuilder.com
FlashБыстро генерирует анимацию или простые интерактивные прототипы. При наличиии знаний ActionScript позволяет создавать сложные интерактивные прототипы.Кроссплатформенный / $ 699 / Adobewww.boxesandarrows.com/view/quick-and-easy-flash
Flash CatalystИнструмент, еще находящийся в процессе раработки, призван помочь дизайнерам в создании интерфейсов для флэш-приложений.Кроссплатформенный /? / Adobelabs.adobe.com/technologies/flashcatalyst
FlexНесмотря на то, что более приспособлен для разработчиков, WYSIWYG редактор и поддержка импорта скинов из Ilustrator дают возможность быстро пройти путь от проекта до опытного образца. Есть возможность экспорта Flash или Air приложений.Кроссплатформенный / $ 249 / Adobewww.adobe.com/products/flex
ForeUI*Создаёт макеты, определяет и моделирует поведение приложения в браузере.Кроссплатформенный / $ 79 / EaSynth Solutionwww.foreui.com
FormBuilder for DrupalИмеет веб-интерфейс с возможностью перетаскивания элементов на страницу. Создаёт рабочтающие формы, включая требования к вводимым параметрам, за считанные минуты.Веб / Бесплатный / Lullabotwww.lullabot.com/blog/drupals-form-building-future
GUI Design Studio*Создаёт интерфейсы, аннотации к ним, строит раскадровки для определения рабочего прототипа. Имеет прекрасный визуальный стиль, похожий на скетчи.Windows / $ 499 / Caretta Softwarewww.carettasoftware.com/guidesignstudio
iPlotz*Веб-приложение, создающее интерактивные экранные формы.Также включает в себя базовый набор для управления проектом, вроде присваивания задач. Доступна версия для десктопа (Air).Веб / $ 99 [1] / iPlotziplotz.com
iRiseКомплексный инструмент для моделирования бизнес-процессов и проектирования интерфейса приложения.Windows / $ 6995 / iRisewww.irise.com
Justinmind Prototyper*Создаёт экранные формы с возможностью определения их поведения через описание с помощью use case-диаграмм.Кроссплатформенный (Для Mac пока только бета-версия) / $ 690 / Justinmindjustinmind.com
JustProto*Веб-приложение, ориентированное на работу с удалённой командой.Веб / $ 99 [1] / DeSmarwww.justproto.com/en
KeynoteПохож на Powerpoint. Позволяет объектам быть кликабельными, открывать внешние ссылки, проигрывать Quicktime формат, атовматически переходить к новому слайду.Mac / $ 79 / Applewww.apple.com/iwork/keynote
LiveViewПросмотр вашего рабочего стола на виртуальном iPhone, или в качестве приложения на реальном iPhone.Mac / Бесплатный / IDEOlabs.ideo.com/2009/01/20/liveview-an-iphone-app-for-on-screen-prototyping
Lucid Spec*Дизайн экранных форм и моделировние рабочих приложений с использованием стандартных элементов управления и простого в использовании инструмента рисования.Windows / $ 499 / Elegance Technologieswww.elegancetech.com/LS/LS.aspx
MockApp*Библиотека элементов интерфейса iPhone для Keynote. Есть также неоттестированная версия для Powerpoint, производящая некорректный экспорт.Кроссплатформенный / Бесплатный / Dotan Saguymockapp.com
MockupScreens*Простой инструмент для создания экранных форм без интерактивных возможнстей.Windows / $ 100 / MockupScreensmockupscreens.com
OmniGraffleИнструмент для построения диаграмм и макетов, которые можно экспортировать в виде кликабельного HTML или PDF.Mac / $ 200 / OmniGroupurlgreyhot.com/personal/weblog/creating_prototypes_with_omnigraffle
OverSite*Создаёт структуру приложения, позволяет проектировать интерфейсы и моделировать приложения в виде кликабельного прототипа. Существует возможность импорта существующего сайта для использования в качестве отправной точки.Кроссплатформенный / $ 65 / OverSitetaubler.com/oversite
PencilДополнение для Firefox, представляющее из себя нечто большее, чем просто создатель экранных форм или инструмент прототипирования.Кроссплатформенный / Бесплатный / Duong Thanh Anwww.evolus.vn/Pencil
pidoco*[…] Веб-инструмент для прототипирования, с возможностью совместной работы в стандартном режиме и режиме скетчей.Веб / $ 600 [2] / pidocopidoco.com/en
Polypage*jQuery-плагин, позволяющий показывать/скрывать элементы страницы. С его помощью можно моделировать изменение состояния через панель инструментов.Кроссплатформенный / Бесплатный / ClearLeft24ways.org/2008/easier-page-states-for-wireframes
PowerpointСлайды Powerpoint — прототип? Да, это малоизвестный факт, но Powerpoint поддерживает интерактивные горячие точки, кторые можно использовать для переходов между слайдами. Это можно скомбинировать с анимацией переходов.Кроссплатформенный / $ 229 / Microsoftwww.boxesandarrows.com/view/interactive
ProtonotesНе является инструсментом прототипирования, но позволяет разрозненной команде комментировать проект через интернет.Веб / Бесплатный / Webanzawww.protonotes.com
ProtoscriptСупер-упрощенный скриптовой язык, дающий дизайнерам возможность добавления элементов динамики к существующим HTML-страницам.Веб / Бесплатный / Bill Scottprotoscript.com
ProtoshareВеб-приложение, ориентированное на команды, которым требуется возможность совместной работы с интерактивными экранными формами.Веб / $ 156 [1] / Site 9www.protoshare.com
Prototype ComposerДаёт возможность прототипирования для веб и десктоп-приложений. […]Windows / Бесплатный / Serenawww.serena.com/products/prototype-composer/index.html
Screen Architect*Работает совместно с инструментом UML-моделирования Enterprise Architect для создания прототипов интерфейса в формате RTF и HTML.Windows / $ 120 [3] / CATCHwww.screenarchitect.com
Tinderbox*Комплексный инструмент для записей, который может быть использован для экспорта в кликабельный HTML.Mac / $ 229 / Eastgate Systemswww.eastgate.com/Tinderbox
Visio ProfessionalМногие называют Visio «золотым стандартом» для инструментов создания экранных форм. Может создавать интерактивные прототипы.Windows / $ 560 / Microsoftoffice.microsoft.com/en-us/visio/FX100487861033.aspx
XHTML & CSSОвладейте навыками программирования, избавьтесь от программ для прототипирования и создавайте прототипы руками!Кроссплатформенный / Бесплатный / W3C? 😉www.boxesandarrows.com/view/prototyping-with

* Выпущен, или добавлен в таблицу после опубликования поста в марте 2009

[1] За год

[2] За год

[3] Плюс $ 135 за Enterprise Architect

grumbler_chester

: Таблица, содержащая список инструментов прототипирования, в оригинальном посте регулярно дополняется.

Литье в оболочковые формы по моделям из abs

Литье по выплавляемым моделям является одним из самых экономичных способов создания деталей сложной формы из металла, а в некоторых случаях — и единственным методом литья, например когда детали имеют поднутрения, тонкие стенки или сложную конфигурацию.

Обычно для такого метода литья используются модели из восковой модельной массы, изготовленные аналогично литью пластмасс под давлением: модельная масса льется в форму из алюминия. Этот процесс хорошо освоен и используется на практике тысячами литейных производств по всему миру.

Однако среди недостатков использования данной технологии для небольших партий изделий следует назвать длительность процесса, начиная с разработки и заканчивая изготовлением, а также высокую стоимость оснастки для производства моделей. В качестве альтернативы моделей из восковой модельной массы могут выступать модели из ABS, изготовленные на установках Stratasys, что дает значительную экономию времени и средств.

Когда изготавливается модельный блок, к ABS-прототипу отливки присоединяются стандартные стояк, прибыли, выпоры из модельной массы, а после этого полученная сборка покрывается слоями керамики — то есть все происходит так же, как при обычном производстве литья по выплавляемым моделям.

При изготовлении этой отливки крыльчатки из нержавеющей стали (справа)
в оболочковую форму
на одном из российских предприятий использовалась модель из ABS (слева), изготовленная на оборудовании FDM

Согласно проведенным лабораторным исследованиям, коэффициент теплового расширения моделей из ABS составляет в среднем 0,24%. А при использовании выплавляемых моделей из эпоксидных смол этот коэффициент теплового расширения равен 3,5%. Что касается зольности, исследования показали, что имеет место более быстрое разложение и получается меньшее количество золы при сгорании ABS в воздушной среде в присутствии кислорода, чем без воздуха в атмосфере аргона.

Методы быстрого прототипирования

Принципиальное разделение методов реализации технологии проходит по типу конечного представления макета. На сегодняшний день активно развивается реальное трехмерное создание макетов продукции с помощью 3D-принтеров. В этом направлении можно выделить такие методы, как стереолитография, спекание, распыление и т. д.

Наиболее популярные средства ниже будут рассмотрены отдельно. Также существует и широкий пласт методов визуально-компьютерного представления модели изделия. Базовая классификация инструментальных средств (ИС) быстрого прототипирования в этом направлении разделяет методы по уровню применяемого языка, механизмам вывода и отражения информации, платформе для разработки модели. Конкретные средства такого моделирования тоже стоит рассмотреть отдельно.

Назначение технологии

Применение данной системы в первую очередь решает задачи оптимизации процесса оценки и согласования будущего продукта – по крайней мере, в том виде, в котором его на конкретном этапе разработки видят исполнители заказа. Созданный макет позволяет испытать, насколько изделие соответствует поставленным требованиям в плане эргономики эксплуатации, внешнего вида, технико-физических параметров и т. д.

Особенно значима возможность практического испытания функциональности продукта. Поскольку образец максимально приближается к подлинному изделию, то его можно встроить в рабочий или производственный процесс, проверяя эффективность. Например, быстрое прототипирование в машиностроении дает возможность с помощью модели корпуса двигателя, выполненной из прозрачного материала, оценить качество циркуляции масла. В сегменте авиастроения таким же способом могут проверяться аэродинамические свойства отдельных компонентов.

Организация технологического процесса

Процесс создания макета посредством данной технологии выполняется в несколько этапов. Изначально составляется перечень характеристик продукта. К этому моменту уже должен быть подготовлен пакет с проектной документацией. Технические сведения направляются в компьютер для обработки, после чего определяются условия создания образца.

Общая модель быстрого прототипирования на каждом этапе может выполняться или в автоматизированном режиме, или с участием оператора или же исследовательской группы. Те же характеристики с требованиями к условиям создания макета может определять и сам компьютер в поточном режиме, если в него была заложена соответствующая программа.

Или, напротив, подготовку полностью выполняет специальное подразделение со специалистами разного профиля – по дизайну, архитектуре, эргономике и т. д. На финальном этапе в зависимости от технологии инструментальная платформа создает имитацию изделия на основе внесенных данных.

Правильно «готовим» прототип. технологии прототипирования корпуса

Как выбрать правильную технологию для прототипа корпуса любого устройства, какие головные боли возникают у разработчиков, когда виртуальная 3D-модель становится физической, и как их лечить? Смотрите инструкцию. Главное здесь — понять, что конкретная технология прототипирования предназначена для решения конкретной задачи.

image

«Прототип — это работающая модель, опытный образец устройства, механизма или детали». Так пишет Википедия об этом термине.

Для чего нужен прототип? Для проверки свойств устройства, механизма или детали. Свойств для проверки может быть несколько.

  • Собираемость
  • Реальная жёсткость
  • Герметичность
  • Электропроводность и защита от наводок
  • Трение деталей
  • Реальный вес и эргономика, проверяемая людьми с разной степенью влажности ладоней
  • Точное соответствие серийному изделию по цветам, качеству поверхности, тактильному восприятию
  • Дизайн
  • Эргономика

… и есть ещё много всего, что можно проверить, сделав прототип.

Иными словами, опытный образец нужен в тот момент, когда виртуальная модель переходит в физический мир. При этом переходе обязательно всплывают проблемы, которые нельзя выявить в среде разработки. Их нужно выловить до того, как начнётся процесс подготовки корпуса или изделия к серийному производству.

Технологий прототипирования много. Берём самые распространённые для изготовления пластиковых корпусов (как наиболее популярных). Кстати, чем дальше к концу списка, тем ближе эта технология находится к серийному производству.

Технологии прототипирования: каждому своё

image

1. Макеты, сделанные вручную — из пластилина, пенопласта, глины и других легкообрабатываемых материалов. Такие макеты позволят условно оценить внешний вид изделия, не более. Ну, может, ещё и эргономику проверить. Срок производства — дни (один, два и т.д.), стоимость — несущественная.

image

2. Печать пластиковой нитью (FDM) — послойное нанесение расплавленного пластика на площадку. Пока такие детали нужно серьёзно дорабатывать перед использованием (плюс покраска и финишная обработка). Подобные прототипы, как и макеты, тоже не решают сложных проблем, но позволяют оценить дизайн и эргономику. Часто с их помощью можно понять реальный вес изделия, какие-то свойства по жёсткости. Срок производства — часы (если не считать ручной обработки). Стоимость — копейки.

image

3. Лазерное спекание, печать фотополимером (SLA, SLS). Прототип корпуса, сделанный по таким технологиям, уже более-менее полноценен: позволяет проверить не только дизайн и эргономику, но ещё организовать первичную проработку собираемости изделия, а также в какой-то степени оценить жёсткость.

Плюсом технологии является возможность печатать многотельные прототипы, т.е. сразу всё изделие. Детали требуют уже минимальной шлифовки, годятся для окрашивания и издалека неотличимы от реальных. Можно сделать их даже прозрачными.

А проблема таких прототипов кроется в хрупкости и жёсткости — сломать напечатанный корпус легко, а проверить, например, хорошо ли нажимается кнопка, может не получиться. Короче, реальной картины деталь, сделанная по технологиям SLA или SLS, не даст.

Срок изготовления — несколько часов, ценник — несколько тысяч рублей.

image

4. Фрезеровка пластика и металла. Такие технологии позволят близко подойти к свойствам серийного изделия. По сути, с этой технологии начинается «проверка жизнью» дизайна или корпуса устройства. Ведь материал прототипа обладает теми же свойствами, что и серийного корпуса — жёсткость, кручение, пружинистость и т.д. И таким прототипом можно закрыть все вопросы по собираемости, дизайну, весу, разрушению, поведению в реальных «уличных» условиях.

Хуже обстоят дела с проверкой герметичности — ведь резиновую прокладку фрезеровкой уже не сделать. С прозрачностью тоже непросто.

Срок изготовления — несколько дней, оборудование для многоосной фрезеровки нельзя назвать распространённым, то есть подрядчика надо ещё поискать (но если нужно, пишите, дадим контакты). Ценник — десятки тысяч рублей.

image
На фотографии — фрезерованный корпус в сравнении с корпусом, сделанным методом FDM

5. Литьё полиуретана в силиконовые формы — отличная технология, которая отвечает на почти все вопросы по физическим свойствам корпуса: резина, прозрачные детали, точное соответствие пластику по жёсткости, пружинности, цвету, фактуре. Литьё в силикон позволяет проверить даже такие свойства будущего устройства, как его «поведение» на морозе или жаре.

Эта технология хотя и простая, но дорогая. Подрядчиков немного. Ещё меньше тех, кто делает аккуратно и красиво. Срок — несколько дней, стоимость — десятки тысяч рублей.

image

6. Литьё пластика под давлением в легкообрабатываемые формы. По сути, это уже тиражное производство, максимально близкое к серии. Но его стоимость иногда в 2-3 раза дешевле производства с изготовлением полноценной оснастки, да и по срокам всё быстрее.

Оснастка под такое литьё изготавливается из мягких металлов с помощью фрезеровки и ручной доводки. А вот материал (расплавленный пластик) подаётся под давлением, как при нормальном производстве. Можно получить прототип, идентичный серийному изделию по всем свойствам, и изготавливать малые (тысячи штук) серии корпусов или деталей. Стоимость — сотни тысяч рублей, срок — несколько недель.
image

Выбираем правильную технологию

Итак, нужно ответить себе на вопрос: «Для чего мне нужен прототип?» и выбрать технологию в зависимости от ответа. Например:

Прототип нужен, чтобы проверить только дизайн → Выбираем трёхмерную печать (3D).

Важна проверка «собираемости» корпуса прибора с реальными компонентами (например, платой) → Лучше использовать 3D-печать или фрезеровку пластика.

Изделие тестируем в реальных условиях с реальным железом. Или вы хотите показать устройство клиенту, инвестору или отвезти на выставку → Выбираем фрезеровку или литьё полиуретана.

Если задача ещё сложнее (например, важно, как, сколько раз нажимается и когда сломается кнопка) → Только полиуретан или литьё пластика под давлением.

ВНИМАНИЕ! Все технологии требуют разной степени проработки исходной модели и конструкции. И, если первые три из перечисленных выше достаточно терпимы к ошибкам при проектировании, то начиная с фрезеровки при подготовке документации вам потребуется опыт конструктора, а при выборе последней технологии в списке (6) — конструктора с опытом подготовки литьевых изделий.

Если есть вопросы, присылайте информацию по вашему изделию (проекту), посоветуем технологию производства и/или подрядчика (разумеется, уже много раз проверенного).

Что ещё почитать?

Макет, прототип, серийный образец и вот это всё — учим термины

Российское приборостроение: вертели мы ваш дизайн на пальцах

Как спроектировать корпус для прибора. Полное руководство

Как не промахнуться с бюджетом на серийное производство корпусов: 20 примеров из практики бюро по инженерному дизайну

Как не промахнуться с бюджетом на серийное производство корпусов-2: цены на мелкосерийное литьё пластика

Как за пару минут самостоятельно рассчитать цену корпуса устройства

Промышленный дизайн для бизнеса: минимизируем издержки, экономим на ненужном, вкладываем в главное

Промышленный дизайн для бизнеса, часть 2: дизайн вместо маркетинга или делаем продукт, который продаст себя сам

Применение в области медицины

На основании КТ-сканирования (компьютерная томография) или МРТ-сканирования (магнитно-резонансная томография), выполненных на пациенте, наше программное обеспечение обеспечивает точную 3D-реконструкцию изображений пациента.

После определения виртуальной модели, можно приступить к реализации заготовки с помощью нашего аппарата 3D Object, предназначенного для осуществления быстрого прототипирования.

Прототип, получаемый в результате 3D-печати с точностью воспроизводит анатомию пациента и позволяет врачу быстро получить четкие сведения о клиническом случае, качественно планируя операцию.

Селективное спекание

Это технология SLS, которая предполагает использование порошкообразного материала в качестве материальной основы для макетов. Обработка массива тоже производится лазерным лучом, но есть принципиальное отличие от аппарата, который задействует стереолитография.

Если в предыдущем примере луч оказывал ультрафиолетовое световое воздействие, то метод SLS использует тепловую энергию излучения. В момент направления на порошкообразную массу луч буквально запекает частицы по контурам, соответствующим целевой детали.

Что касается материала для порошка, то чаще всего применяют полистирол, полиамид и даже металлизированный песок. К достоинствам технологии можно отнести работу без задержек и возможность предохранения модели от случайного разрушения или деформирования в процессе создания.

Солвер предлагает

Инженерно-консалтинговая компания СОЛВЕР (SOLVER) является официальным представителем Stratasys, Inc. в России. Специалисты SOLVER прошли обучение и сертифицированы на фирме Stratasys в США. Компания осуществит поставку, запуск, гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования FDM, а также обучение специалистов предприятий.

Справка

Сегодня Stratasys, Inc. — один из лидеров в производстве оборудования быстрого прототипирования. Согласно отчету компании Wohlers Associates, в 2002 году Stratasys произвела 31% всех установок быстрого прототипирования в мире, что является самым большим показателем среди конкурентов.

Средства прототипирования в сфере программирования

Для создания образцов веб-сайтов широко используется инструмент Axure RP. С его помощью пользователь может генерировать HTML в удобную форму документации. В разработке ПО также применяется система Balsamiq Mockups. Особенностью данного инструментария является стилизация представленных продуктов под скетчи.

Комплекс CogTool позволяет создавать образцы пользовательских интерфейсов, а также оценивать их эргономику и производительность. У разработчиков будет возможность оценить, сколько времени у среднестатистического пользователя уйдет на решение той или иной задачи.

Активно развиваются интерактивные и кроссплатформенные технологии быстрого прототипирования в сфере информационных систем. К таким инструмента можно отнести Coutline и Dreamweaver, которые можно применять в комплексном программировании многоуровневых систем.

Технология fdm

Принцип создания моделей-прототипов по технологии FDM (Fused Deposition Modeling) заключается в послойной укладке расплавленной до полужидкого состояния полимерной нити в соответствии с геометрией математической модели детали, разработанной в системе CAD.

Математическая модель передается в формате STL в специальное программное обеспечение Insight, которое автоматически оптимально ориентирует ее относительно рабочей зоны установки и разбивает на горизонтальные слои. Затем в Insight (тоже автоматически) определяется необходимость применения поддерживающих элементов для нависающих частей модели. Сгенерированные данные передаются на установку, и начинается процесс послойного создания модели.

Принципиальная схема установок FDM

Если для построения модели-прототипа использовалась так называемая поддержка, то после завершения процесса она легко отделяется от модели механическим способом или вымывается специальным водным раствором в ультразвуковой ванне. Модель, изготовленная с применением этой технологии, называющейся WaterWorks, остается гладкой и чистой, без рисок и царапин, с сохранением мельчайших деталей.

Технология WaterWorks предоставляет неограниченные возможности для моделирования тонкостенных деталей и деталей со сложными внутренними полостями. Кроме того, возможно параллельное изготовление нескольких деталей, если они вписываются в рабочую зону установки (см. таблицу «Технические характеристики установок быстрого прототипирования фирмы Stratasys, Inc.»).

После окончания процесса моделирования изделие можно почти сразу использовать, поскольку не требуется его длительная последующая доработка. Это принципиально отличает FDM от RP-технологий других фирм, в соответствии с которыми процесс доводки моделей требует значительных временных затрат и наличия лабораторий, оборудованных специальными системами вытяжки и охлаждения.

Технология WaterWorks предоставляет неограниченные возможности
в моделировании тонкостенных деталей
и деталей со сложными внутренними полостями

Оборудование FDM очень удобно в эксплуатации, недорого в обслуживании и позволяет изготавливать модели-прототипы за считанные часы (в зависимости от размера модели). Технология FDM экологически безвредна — для размещения установок Stratasys не требуется никаких специальных условий, так что их можно располагать в непосредственной близости от рабочих мест конструкторов и технологов.

Основным материалом, используемым в установках фирмы Stratasys для изготовления прототипов, является ABS (сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола). В установке FDM Vantage также применяется поликарбонат (РС), а в FDM Titan — РС и полифенилсульфон (PPSF), а детали, изготовленные из них, отличают более высокая прочность (материалы вдвое прочнее ABS-пластика) и высокая функциональность.

Прототипы, изготовленные на установках фирмы Stratasys, позволяют оценивать внешний вид и эргономику будущего изделия, анализировать собираемость и функциональность его конструкции, эффективно проводить маркетинговые исследования и рекламные кампании по продвижению продукции на рынок, использовать их в качестве мастер-моделей
для изготовления технологической оснастки

Модели из ABS, РС и PPSF сохраняют свои геометрические параметры независимо от уровня влажности, не подвержены влиянию ультрафиолетового и магнитного излучения в течение неограниченного времени. Они также устойчивы к влиянию химически агрессивных сред (в том числе кислот, бензина и масел) и нагреву:

модели из ABS сохраняют прочность при нагреве до 93 °С, из поликарбоната — до 125 °С, а из полифенилсульфона — до 189 °С. Прочность моделей из ABS сравнима с прочностью деталей, полученных традиционным литьем из пластмассы, что позволяет собирать из них конструкции для проверки функциональности.

Установки фирмы Stratasys компактны, просты и недороги в обслуживании, а их механические приводы рассчитаны на безотказную работу на протяжении длительного срока. Для сравнения приведем пример: установкам, использующим в своей работе лазер, требуются ежеквартальные дорогостоящие профилактические работы по наладке и ежегодная замена лазера (стоимостью около 10 тыс. долл.).

Все корпусные детали-прототипы комбинации приборов для автомобиля
ВАЗ-2118 производства владимирского завода «Автоприбор» изготовлены
на оборудовании фирмы Stratasys

Установки для быстрого изготовления моделей-прототипов фирмы Stratasys активно используются мировыми лидерами в автомобильной, авиационной, медицинской, радиоэлектронной промышленности, в производстве бытовой техники, помогая значительно сократить время, необходимое для обновления модельного ряда продукции и обеспечивая успех в конкурентной борьбе.

Применяют быстрое прототипирование на установках Stratasys и в России — так, все корпусные детали-прототипы комбинации приборов для автомобиля ВАЗ-2118 производства владимирского завода «Автоприбор» изготовлены на оборудовании фирмы Stratasys.

Технология fdm–моделирования

В данном случае рабочая часть представлена не лазерным аппаратом, а экструзионной головкой, которая выдавливает термопластичный материал. Макет формируется послойно в ходе наложения полимерной нити толщиной не более 2 мм. Головка укладывает материал на предварительно подготовленную чистую базу, постепенно воссоздавая форму целевой заготовки.

И уже в процессе наложения новых пластов прежние слои кристаллизуются и плотно соединяются между собой. На этой технологии в большинстве случаев и работает стандартная 3D-печать. Быстрое прототипирование, в свою очередь, требует высокой точности, поэтому не всегда использует этот метод.

Главным недостатком FDM–моделирования считается шершавая и неровная поверхность получаемого изделия. Связано это с тем, что процесс наложения горячего пластика предполагает эффект оплавления предыдущих слоев. В итоге могут иметь место и существенные погрешности в размерах.

Стереолитография

Одна из самых популярных платформ для объемного лазерного прототипирования. Система использует в качестве сырья фотополимеры, а инструментальную основу формирует оптическая начинка. Лазер при помощи ультрафиолетового излучения переносит поперечные сечения подготовленной модели на базу с материалом.

После каждого прохода лучом обработанный участок затвердевает. Таким образом последовательно наносятся новые слои, пока не будет реализован макет, соответствующий заданной модели. На сегодняшний день быстрое прототипирование посредством стереолитографии применяется в разных сферах производственной деятельности – от станкостроения до предприятий, занимающихся разработкой высокоточной медицинской техники.

В заключение

Конечно, рассмотренные технологии – не единственные средства создания концептуальных моделей на производствах. Более того, традиционные методы физического изготовления макетов имеют множество преимуществ, главным из которых является возможность максимального приближения характеристик к продукту, планируемому для выпуска.

В свою очередь, быстрое прототипирование выигрывает за счет скорости изготовления. Это значит, что технология может использоваться в сферах, в которых не принципиальным является выбор материала для макета. Например, предприятие не сможет такими средствами воссоздать полноценную металлическую деталь и проверить ее работоспособность.

С другой стороны, имитация формы и отдельных теплофизических свойств востребована многими отраслями независимо от направления деятельности. Даже крупные промышленные комплексы, выпускающие тяжелую технику, задействуют методы прототипирования в испытании отдельных деталей и расходников.

Выводы

При изготовлении небольших партий изделий применение моделей из ABS дает ряд преимуществ по сравнению с традиционной технологией литья по моделям из восковой массы:

• значительно сокращается время подготовки производства литья, поскольку отпадает необходимость проектирования и производства оснастки для изготовления восковых моделей;

• прочность и термостабильность ABS упрощают требования к транспортировке моделей;

• появляется возможность создания тонкостенных деталей;

• расширяется область применения конечной продукции за счет возможности изготовления более точных моделей;

• достигается большая экономичность при мелкосерийном производстве.

Образцы, выполненные из ABS, имеют ряд качественных преимуществ и по сравнению с образцами, полученными другими методам RP, — это чистое выжигание, прочность, стабильность размеров и легкость подготовки образцов.

Правда, ABS в качестве материала для построения модели все же имеет один недостаток: из-за специфики технологии построения создается несколько грубая поверхность модели. Но ведь совершенно очевидно, что какая угодно поверхность, полученная по любой технологии RP, никогда не будет иметь такое же качество, что и восковая модель из формы, — обязательно необходима доработка для получения гладкой поверхности.

Отзывы о быстром прототипировании

Инструменты прототипирования по большей части вызывают положительные впечатления у пользователей. Отмечается и сокращение временных интервалов на изготовление продукции с подготовкой к серийному выпуску, и снижение ее себестоимости. Как промежуточный этап производства, ускоренное создание макетов дает возможность заранее предусмотреть отклонения от поставленной задачи, что также относят к достоинствам технологии быстрого прототипирования.

Применение в высокотехнологичных отраслях, предусматривающих связку с компьютерной техникой, заметно расширяет возможности разработки и начального проектирования макетов. В этом контексте многие указывают и плюсы от взаимодействия с инструментами САПР.

Оставьте комментарий

Войти