Программы «Сатори» и «Ультра-рапид» — КиберПедия

Введение в программу «сатори»

Учебно-методические материалы

Общая часть

Что такое медитация?

Техника медитации в программе «Сатори»

Часть I

Урок 1. Введение в технику тренировки памяти

Урок 2. Механизмы памяти

Урок 3. Видеотренинг в системе памяти

Часть II

Урок 4. Способы эмоционального воздействия на подсознание

Урок 5. Алгоритм чтения художественных текстов

Урок 6. Цвет и его значение в процессах памяти

Урок 7. Объемное восприятие и его роль в развитии памяти

Часть III

Урок 8. Этапы тренировки памяти

Урок 9. Непрерывность против дискретности в процессах

мышления и памяти

Урок 10. Сверхзапоминание: как его тренировать?

Заключение

Приложения

1. Медитативные тексты

№ 1. Чайная церемония

№2. Роза мира

№3. Чайка по имени Джонатан Ливингстон (см. приложение)

№ 4. Сон и бодрствование — пограничные медитативные состояния организма

№5. Черный монах

Литература

Введение в программу «ультра-рапид» / учимся быть внимательными

Успешно завершив обучение по программам первых двух ступеней обучения «Школы Олега Андреева»: «Доминанта 2000 года» и «Сатори», вы приступаете к занятиям третьей ступени обучения по программе «Ультра-рапид». Словосочетание «ультра-рапид» можно объяснить так: ультра—лат. ultra— далее, более, сверх:

1) приставка, обозначающая крайний, находящийся за пределами;

2) устойчивое, высокое состояние, созвучие духа и воли;

рапид — франц. rapide — быстрый.

Таким образом, словосочетание «ультра-рапид» обозначает скоростной, быстрый, т. е. сверхбыстрое чтение при устойчивом состоянии внимания.

Программа «Ультра-рапид» создавалась в течение многих лет с использованием достижений современной науки, а также древнейших источников как восточной, так и западной мысли.

Радиофизика рассматривает человека как сложнейшую кибернетическую систему. Каждый человек имеет электромагнитную энергию определенного диапазона и частоты. Носителем энергии в человеческом организме является сердечно-сосудистая система, сердце — поляризационный генератор. От состояния сердечно-сосудистой системы и сердца зависит запас жизненных сил человека, его творческий потенциал, коэффициент его интеллекта (это не противоречит ни медицинской науке, ни воззрениям древних учений йогов). В период занятий по программе «Ультра-рапид» очень важно поддерживать сердечно-сосудистую систему в хорошем состоянии, и поэтому вопросам укрепления здоровья в программе уделено большое внимание.

Существует поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух», она верна, но еще более верно изречение древних: «Здоровое тело — продукт здорового рассудка». Таким образом, повышая свой интеллект, вы одновременно укрепите и ваше здоровье, как физическое, так и психическое, так как все взаимосвязано, а наличие здоровья является непременным условием духовного развития.

Вам будет предложен ряд профилактических мер для поддержания здоровья:

йоговские упражнения — асаны, они просты, но очень эффективны;

дыхательная гимнастика — пранаяма;

медитация на мантре, медитация на пламени свечи;

пальминг—упражнение для сохранения, развития и улучшения зрения.

После освоения третьей ступени обучения программы «Ультрарапид» вас перестанут пугать Гималаи книг, журналов, газет. Возникнет ощущение легкости преодоления материала.

В какой-то момент вы почувствуете себя свободными, вы ощутите себя как бы на крыльях. Почувствуете прилив новых сил, у вас появятся новые возможности самореализации.

Итак, цель программы «Ультра-рапид»—сверхбыстрое чтение при устойчивом состоянии внимания, со скоростью до 20000 зн./мин.

Освоение учебного материала в предлагаемой книге построено в виде десяти бесед. Каждая беседа содержит небольшой теоретический раздел, описание упражнений и порядок их выполнения.

Методы обучения, положенные в основу упражнений, отличаются тем, что при кажущейся своей простоте они обеспечивают глубинное воздействие на тонкие механизмы мозга. Именно в этом принципиальное отличие нашей методики от других разработанных в России и за рубежом. Обязательным элементом обучения в программе «Ультра-рапид» является медитация на мантре — самый эффективный метод психофизического саморегулирования. Медитация на мантре обогащает человека новой энергетикой, гармонизирует повседневную жизнь, поднимает личность на новый интеллектуальный уровень. В процессе обучения сверхбыстрому чтению роль внимания, воображения и эмоционального состояния исключительно велика.

Продолжительность обучения по программе «Ультра-рапид» в среднем шесть месяцев, т. е. две недели на каждую беседу. В зависимости от ваших успехов и возможностей сроки могут быть скорректированы в ту или иную сторону.

Для обеспечения продуктивности ваших занятий необходимо соблюдать два непременных условия:

1) непрерывность и регулярность занятий в течение всего периода обучения;

2) ежедневное выполнение предусмотренных программой упражнений и тренировок в течение не менее 30–40 мин.

От вашего прилежания, настойчивости, целеустремленности будет зависеть конечный результат. Совершенно недопустимо одновременно осваивать технику тренировки внимания и заниматься каким-то другим новым для вас делом. Приступая к занятиям, вы должны быть уверены в том, что ничто не помешает довести их до конца. При появлении каких-либо серьезных мешающих факторов лучше прервать занятия и начать их заново в благоприятное для вас время.

Не ждите положительных результатов только от прочтения этой книги. Эту книгу нужно не читать в прямом смысле этого слова, а работать с ней. Результаты вашей работы по интеллектуальному развитию, мы убеждены в этом, превзойдут все ваши ожидания.

Вспомните чайку по имени Джонатан Ливингстон:

«Когда знаешь, что делаешь, всегда получается!»

Ричард Бах

Дерзайте, вы сможете!

У вас непременно получится!

Даем себе психологическую установку: «Я смогу освоить программу «Ультра-рапид».

От авторов

Предисловие

Программы «сатори» и «ультра-рапид» — киберпедия

Дальнейшее совершенствование методики обучения технике быстрого чтения привело нас к созданию еще двух ступеней программы: «Сатори» и «Ультрарапид». Сатори — означает «озарение». Ультра-рапид — сверхбыстрое чтение. Нашей научной группой разработана программа, которую мы назвали «Комплексная программа интеллектуального развития человека». Программа предусматривает три уровня обучения:

1-й уровень — начальное обучение технике быстрого чтения, скорость чтения 3000 знаков в минуту;

2-й уровень — программа «Сатори», освоение скорости чтения 10000 знаков в минуту;

3-й уровень — программа «Ультра-рапид», 20 000 знаков в минуту. Во всех указанных выше программах скорость чтения не является самоцелью и выполняет только роль контрольного показателя, фиксирующего результативность обучения. Допустимым остается разброс показателя скорости чтения в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых в пределах ±30 % от указанных базовых значений. Теоретические основы разработанной концепции обучения базируются на следующих ключевых позициях:

— использование резервных возможностей человеческого организма на ней-рофизическом и биоэнергетическом уровнях;

— активизация зрительного анализатора;

— возможность формирования новых, более эффективных программ умственной деятельности на основе теории установки;

— формирование нового кода, основанного на зрительных или каких-то иных представлениях;

— организация невербального, т. е. бессловесного, образного мышления;

— использование и развитие универсального предметного кода, а также промежуточного языка — языка мысли;

— воспитание и развитие сверхвнимания и сверхпамяти;

— воздействие в процессе обучения на уровне сознания, подсознания и сверхсознания обучаемых;

— поэтапное формирование нового комплексного навыка умственной деятельности.

Разработанная концепция, предусматривающая три уровня обучения, рассчитана на три года. Методика обучения носит универсальный характер и охватывает все возрастные группы и представителей всех профессиональных объединений.

Что же такое программа «Сатори»? Как установили ученые, успешность умственной деятельности в значительной степени зависит от психофизического состояния человека.

Пожалуй, каждый наверняка испытал в своей жизни состояние внутреннего подъема, когда все получается очень удачно, изучаемый предмет становится вдруг понятным и интересным, невозможно оторваться от учебника. Или изучаемая проблема вдруг вырисовывается четко и ясно и намечается путь ее решения.

Это состояние можно назвать творческое озарение, или «сатори». Его природа лежит в сложном комплексе психофизиологических механизмов внутреннего состояния человека, оптимальное соотношение которых и обеспечивает это состояние внутреннего подъема — вдохновения.

В такие минуты мозг работает удивительно четко, решения, причем очень точные, подчас неожиданные, иногда противоречащие общепринятым нормам, возникают быстро. Изменяется и физическое состояние: тело становится сильным, ловким, послушным. Человека пронизывает особая легкость, радость, глубокая уверенность в своих возможностях. Человек начинает чувствовать, что все ему под силу.

Как же научиться этому? Возможно ли сознательно вызывать подобное состояние озарения? Мы отвечаем на этот вопрос утвердительно. Да, возможно. Более того — нужно уметь вызывать состояние озарения именно в те часы и минуты, когда это необходимо.

Как же сознательно формировать такое состояние?

В основе программ «Сатори» и «Ультра-рапид» лежит формирование принципиально иного типа восприятия текста, основанного на идее полного слияния с ним в условиях состояния сверхсосредоточения. Это достигается использованием следующих методов:

— функциональная музыка и аутогенная тренировка;

— словесное внушение (суггестия) и подпороговое воздействие;

— использование биологически активных препаратов;

— обучение навыкам динамической медитации и активизации цветного зрения с развитием визуального мышления;

— тренировка сверхвнимания и сверхзапоминания, а также активизация положительных эмоциональных состояний на уровне подсознания.

В целом разработка указанных выше программ предусматривает не только ускорение чтения, но и, главным образом, активизацию творческого мышления. По каждой из указанных выше программ предполагается подготовка и издание соответствующей книги.

§

Образы бывают двух видов: образы-мысли и образы-представления. Почему мы вынуждены сделать это уточнение? Потому что есть между ними существенное различие. Одни из них (образы-представления) с самого начала существуют в мышлении как что-то целостное, нерасчлененное. Другие (образы-мысли) возникают после того, как мы сознательно выделим — разумеется, при помощи речи — необходимые признаки данного предмета. Ребенок, еще не знающий геометрии, может иметь представление о треугольнике; когда он услышит это слово, в его сознании возникает соответствующий образ. Но такой образ не сопровождается знанием свойств треугольника, а возникает как случайное, общее, нерасчлененное впечатление. Это и есть образ-представление.

В 1945 году психолог Жак Адамар обратился к ряду крупнейших математиков с просьбой рассказать о том, как протекает их творческое мышление. Вот что ответил Альберт Эйнштейн: «Слова, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена». Это очень характерное высказывание, ясно демонстрирующее кухню творческого мышления ученого: он оперирует не логическими понятиями как таковыми в их языковой или другой форме, а образами, точнее, образами-мыслями.

Образ-представление и образ-мысль различаются весьма заметно по той роли, которую они играют в мышлении. Можно сказать так: образ-представление исчерпывает содержание и возможности наглядного мышления. А образ-мысль служит опорой, материалом для рассуждения. Мышление такого рода называется дискурсивным (расчлененным). Типичный пример его — решение известной американской задачи, где каждой букве придано цифровое значение:

В процессе решения такой задачи приходится все время рассуждать развернуто, примерно так: «Если при сложении двух чисел s и m мы переходим в новый разряд, то, значит, т не может быть ничем иным, кроме 1. Но тогда s — это или 9 (если в этот разряд не перенесли единицы из низшего), или соответственно 8».

Иначе говоря, здесь мы оперируем с готовыми, привычными, автоматизированными понятиями: 1, 2…, 8, 9… Мы рассматриваем отдельные их свойства — «развертываем», сравниваем их, сочетаем — «свертываем» в новую мысль. И все это делаем дискурсивно, с помощью чистой логики, без новых данных из внешнего мира. Таким же дискурсивным мышлением мы вынуждены пользоваться при решении многих логических задач.

В любой интеллектуальной деятельности образы-мысли играют большую роль. Но есть такие виды деятельности, где они выступают заведомо на первый план. Например, в игре в шахматы.

ЧТО ВИДИТ ШАХМАТИСТ?

Конечно, при игре в шахматы совершенно невозможно дискурсивное рассуждение. Подсчитано, что в середине партии шахматист должен выбрать ход из 40–50 возможных. Если учесть только один ответный ход противника получится уже 1600 возможных сочетаний, а если два хода — 256 000! Конечно, мы не перебираем все эти сотни тысяч теоретически возможных ходов. Шахматное мышление «работает» иначе. Б. М. Блюменфельд, специалист по «психологии шахмат» и сам сильный шахматист, писал, что рассуждение шахматиста выглядит примерно так: «Я иду сюда (представление ситуации на доске). Он идет туда (представление ситуации на доске)…» Что же такое здесь «представление ситуации»? Это очень свернутый, часто просто не переводимый в речевое мышление образ — не просто зрительный образ доски со стоящими на ней фигурами, а, условно говоря, образ шахматного боя. В этом образе шахматист подсознательно учитывает и относительную ценность фигур, и их взаимное расположение, и динамику, то есть потенциальные возможности оперирования ими, и многое другое. Причем совершенно не обязательно, чтобы образ включал в себя все детали ситуации, складывающейся на доске. Наоборот, Б. М. Блюменфельд приводит три позиции, взятые из трех турнирных партий, где расположение фигур совершенно различно, но образ, возникающий в уме шахматиста, примерно одинаков: «Во всех трех — в первой из них черные, а в следующих двух белые — проводят комбинацию, основанную на одной и той же наглядной идее: путем „жертвы“ достигается как бы перелет ферзя через препятствие с одного фланга на другой».

Откуда здесь берется образ-мысль? Конечно, он результат автоматизации прошлой словесной или же бессловесной дискурсивной мысли. Мастеру приходит в голову, у него всплывает тот или иной выгодный вариант; но это или означает, что он в детстве, учась играть в шахматы, продумывал в числе других и такой вариант, долго изучал, применял неоднократно, пока выгодный вариант не перестал выступать в сознании шахматиста как совокупность ходов и не превратился в единый образ; или же что месяц, год, пять лет назад он, разбирая чью-то чужую партию, проанализировал и запомнил аналогичную позицию; или, наконец, что он просто перенес в данную партию вариант, сыгранный в другой партии.

Итак, в шахматах видение, то есть использование образа-мысли, и мысль, расчет все время чередуются. Шахматный расчет в принципе ничем не отличается от обычного речевого мышления, Только он несколько более свернут. «Если, например, я своим ходом угрожаю одновременно королю и другой фигуре противника, то ответный ход, который я рассматриваю за противника, будет тот, который отражает угрозу королю, а не другой фигуре, хотя бы ценнейшей, — ферзю. Ясно, что это свергнутое умозаключение, выполняемое мгновенно и без необходимости проверки правильности его» (Б. М. Блюменфельд).

Шахматное мышление — пример так называемого наглядно-действенного мышления. Другой его пример — мышление полководца.

ИНТУИЦИЯ НАПОЛЕОНА

Особенности умственной работы полководца таковы, что он не может заранее планировать в деталях все свои действия. Полководец вынужден быстро разбираться в сложной ситуации и мгновенно находить правильное решение. Такое решение иногда относят за счет интуиции или вдохновения. Например, немецкий теоретик военного дела генерал Клаузевиц прямо заявил, что на войне мышление отступает на второй план, а преобладает интуиция, которая есть не что иное, как искусство.

Но это не совсем так, и лучше всего выразил истинное положение вещей Наполеон, когда сказал: «Вдохновение? Это быстро сделанный расчет». Вся полководческая карьера Наполеона подтверждает его слова. У него есть работа «Замечания о военных действиях кампаний 1796 и 1797 годов в Италии», чрезвычайно напоминающая сборник анализов шахматных партий. Советский психолог Б. М. Теплов пишет о ней: «В этой работе очень последовательно показывается, что полководцы противника допускали целый ряд крупнейших ошибок и что разбиты они были именно поэтому, а не вследствие какой-то таинственной гениальности Наполеона. Наполеон же победил потому, что лучше рассчитал, лучше соображал, и эти расчеты и соображения очень просто объяснить всякому здравомыслящему человеку, что и делается на страницах „Замечаний“. Возражая в отдельных случаях против нападок на неправильность его собственных действий, Наполеон в других случаях совершенно открыто признает свои ошибки и показывает, что лучше было бы поступить иначе. Делает он это, конечно, не из скромности, абсолютно ему не свойственной, а потому, что правильность решения есть для него дело рационального расчета и знаний, т. е. вещь безусловно доказуемая. Можно ошибиться в спешке военных действий, но глупо настаивать на ошибке потом, когда всякий разумный человек может проверить расчеты и доказать истину».

Конечно, Наполеон несколько упростил дело. Он свел к дискурсивному рассуждению то, что на поле боя не было рассуждением, а своего рода сплавом речевого и образного мышления. Но сама возможность такого сведения очень характерна: она показывает, что ум полководца в конечном счете восходит к обычному речевому мышлению и его действия могут быть совершенно точно выражены при помощи языка.

Интуиция — это не неожиданное просветление: сел и вдруг решил: «Заутра двину рать туда, а не сюда». Тот же Наполеон говорил: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что, раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде… Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать». И совершенно не случайно великие полководцы были, как правило, культурными и образованными людьми. Александр Македонский — ученик философа Аристотеля, Юлий Цезарь — крупнейший историк, писатель, оратор, даже лингвист. Наполеон с детства проявлял выдающиеся способности к математике, географии, истории, философии. Он читал «запоем с неслыханной жадностью, испещряя заметками и конспектами свои тетради», — пишет о нем советский историк Е. В. Тарле; будучи в Париже, Наполеон при всякой возможности учился.

Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. — М., 1984. — С. 56–59.

Приложения

Приложение 1

Примерный план освоения техники быстрого чтения

Примечание. Даты проведения занятий поставлены условно. Изменение скорости чтения для наглядности фиксируется на графике (см. рис. 1).

Приложение 2

§

Примечание: кружочек в тексте закрасить зеленым цветом.

Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения — читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Все лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение — доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения О постоянно расширяется. С каждым днем я все лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально сверху вниз по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую свое внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране — полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.

Приложение 4

Ответы к контрольным заданиям и тестам

Ответ к заданию. Определение избыточности текстов (к беседе третьей).

Избыточность первого стихотворения: И==64,7 %.

После сжатия текста получаем лаконичное выражение: «По глазам видно, что он плут». Количество слов — 6. В исходном тексте — 17 слов. Таким образом, вычисляем:

И=((17-6)/17)*100 % =64,7 %. Избыточность второго стихотворения: И=0 %.

Решение задания. Определение способности к антиципации (к беседе четвертой).

Над городом низко повисли снеговые тучи. Вечером началась пурга. Снег повалил большими хлопьями. Холодный ветер выл как волк, дикий иголодный.На конце пустынной и глухой улицы вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно ис трудом пробиралась по сугробам. Она была худа и бедно одета.Она продвигалась медленно вперед, валенки хлябали и мешали ей идти. На ней было плохое пальто с узкими рукавами, а на плечах шарф. Вдруг девочка остановилась и, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец, она стала на колени и своими посиневшими от холода ручонками стала шарить по сугробу.

Оценка: если вы правильно заполнили все пропуски — отлично; не заполнили или заполнили неправильно 2 пропуска — хорошо, 4 пропуска — удовлетворительно, 6 пропусков и более — плохо.

Приложение 5

Контрольные вопросы к текстам для проверки качества усвоения прочитанного и определения коэффициента понимания

Текст № 1.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные (название газеты, дата).

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. В каком институте разработан новый прибор?

6. Что изучает прибор?

7. Сколько он весит?

8. Какой элемент питания используется?

9. Время непрерывного действия прибора?

10. Из какого материала изготовлен прибор?

Текст № 2.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. О чем эта статья?

5. В чем особенность интеллектуального поведения?

6. Что намечает человек перед решением задачи?

7. От кого зависит выбор правильного решения задачи?

8. Что подсчитал профессор А. Р. Лурия, говоря о поведении человека?

9. Из каких трех фраз состоит интеллектуальный процесс?

10. Что такое интеллект?

Текст № 3.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. В каких двух направлениях приучают детей в Японии планировать свое время?

6. Каким навыкам обучают школьников в японских школах?

7. Что такое система оценок по контракту?

8. Сколько вопросов включает методическая разработка для оценки на пять?

9. В чем особенность оценки знаний в случае невыполнения контракта?

10. Что нового для себя вы узнали из этой статьи?

Текст № 4.

1. Название статьи. Автор статьи. Выходные данные. Какой проблеме посвящена статья?

Какие стихи А. Вознесенского приведены и что они показывают в отношениях между понятием и значением?

6. Какое слово претерпело за последние сто лет много изменений?

7. Почему значение слова в словаре может отличаться от понятия?

8. Что сказал психолог Л. С. Выготский о мысли?

9. Почему язык может выступать как средство познания?

10. Доминанта статьи.

Текст № 5.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. О чем эта статья?

5. На что установлены ограничения в японских школах для девушек и юношей?

6. Как наказывают любителей покурить?

7. Каков процент мужчин-преподавателей в японских школах?

8. Можно ли посмеяться и пошутить над учителем?

9. Как используются в школе компьютеры и видеомагнитофоны?

10. Почему японские предприятия вышли на высокий уровень производства?

Текст № 6.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Какой проблеме посвящена статья?

5. Какие три слоя в личности человека выделяет 3. Фрейд?

6. Какой принцип действует в жизни человека?

7. Что такое фрустрация?

8. В чем состоит важнейший просчет теории личности 3. Фрейда?

9. Для каких людей типична теория 3. Фрейда?

10. В чем основная заслуга 3. Фрейда?

Текст № 7.

1. Кто автор статьи «Тройка»?

2. Как современники называли художника Перова?

3. Как возник замысел картины?

4. Каково название рассказа, в котором Перов пишет о своей работе над картиной?

5. Где и как художник встретил мальчика, позже запечатленного на его полотне?

6. Как звали этого мальчика?

7. Кто из русских критиков высоко оценил произведение Перова?

8. Где сейчас находится эта картина?

9. Зачем к Перову приходила старушка и что обещал ей художник?

10. Нарисуйте на память этюд картины.

Текст № 8.

1. Название статьи.

2. В каком году участники экспедиции были на Сихотэ-Алине?

3. Как нашли воду участники экспедиции?

4. Кто первый обратил внимание на влаголюбивые растения?

5. В каком веке жил писатель, отметивший роль растений в поиске воды?

6. Сколько процентов воды в каждом растении?

7. На какие три экологические группы делятся все растения?

8. Как далеко вглубь уходят корни растений в пустыне?

9. К какой группе относятся растения наших лесов и лугов?

10. Как вы будете добывать воду из листьев? Был ли у вас в процессе чтения зрительный образ такого опыта?

Текст № 9.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Что такое кружок качества?

5. Почему японцы не покупают американские товары?

6. Какой выход был найден для снижения шума мотора?

7. Сколько всего кружков качества работает в Японии?

8. В чем особенность подхода японцев к оценке качества работы рабочего?

9. Какой главный лозунг выдвигают производственные бригады Японии?

10. Что можно использовать из японского опыта в наших условиях?

Текст № 10.

1. Название статьи.

2. Автор статьи.

3. Выходные данные.

4. Каких двух видов бывают образы?

5. Что такое дискурсивное мышление?

6. В чем особенность «шахматного расчета» и как называется шахматное мышление?

7. Что сказал Наполеон о вдохновении?

8. Чем можно объяснить победы Наполеона?

9. На что уходила большая часть свободного времени Суворова?

10. За счет чего формируется ум полководца?

Литература

Авоян Р. Г. Значение в языке. — М., 1985.

Алексеев А. В. Себя преодолеть. — М., 1982.

Беляев Г. С., Лобзин В. С… Копылов а И. А. Психическая саморегуляция. — М., 1978.

Гей Н. К. Художественность литературы. — М., 1975.

Гиппенрейтер Ю. Б. Движение человеческого глаза. — М., 1978.

Глезер В. Д. Зрение и мышление. — Л., 1985.

Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. — М., 1989.

Демидов В. Е. Как мы видим то, что видим. — М., 1979.

Жинкин Н. И. Механизм речи. — М., 1958. Зеркало мира / Сост. В. А. Эльвова. — М., 1984.

Кашкуревич Л. В. Формирование универсальных умений билингва. — М., 1988.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. — М., 1976.

Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. — М., 1965.

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

Линдеман X. Аутогенная тренировка. — М., 1985.

Липкова И. Я. Ты и твоя книга. — М., 1981.

Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий. Что мы знаем о памяти. — М., 1988. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти / Отв. ред. А. Н. Лебедев. — М., 1985.

Психологические и психофизиологические исследования речи / Под ред. Т. Н. Ушаковой. — М., 1985.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. — М., 1969.

Степанищев А. Т. Читать можно быстрее. — М., 1988.

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея, В. Я. Романова. — М., 1976.

Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: Игры и упражнения. — М., 1988.

Чирва А. Книга в твоих руках. — М., 1985.

Штернберг Л. Ф. Скоростное конспектирование. — М., 1988.

Ярбус А. Л. Роль движений глаз в процессе зрения. — М… 1965.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора

Электронная версия “три цвета”

г.Краснодар 2002 г.

Оставьте комментарий

Войти