Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!

Лихие 90-е: тест акустических систем arslab old school superb 90, обзор. журнал "stereo & video"

Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем


Сохранить и прочитать потом — Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!  Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!  Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!  Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!


Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!

Рассказывая об этих колонках, без исторических отступлений и ностальгических вздохов обойтись, конечно же, не получится. Но что уж тут поделаешь, если их создатели совершенно сознательно постарались вызвать ассоциации со знаменитыми в свое время советскими колонками S-90? В этом, во всяком случае, не усомнится ни один меломан старше тридцати, глядя на необычные пропорции корпуса со смещенными от центра динамиками и переключателями коррекции АЧХ на фронтальной панели. Однако по одёжке встречают, а провожают… в нашем случае, разумеется, по звуку.

Для начала пара слов об историческом первоисточнике. Колонки Radiotehnika S-90 выпускались в основном на рижском производственном объединении Радиотехника примерно с конца 70-х по середину 90-х годов прошлого века. У советских меломанов, не имевших, в подавляющем большинстве, доступа к импортной аппаратуре, колонки пользовались огромной популярностью, хотя их звучание даже по понятиям тех времён было далеко не идеальным.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Radiotehnika S-90 — исторический предок и идейный вдохновитель Old School Superb 90

Впрочем, многие воспринимали это лишь как повод для увлекательных экспериментов: меняли динамики, проводку, пересчитывали фильтры и привинчивали шипы. Одним словом, S-90 были настоящим культовым артефактом аудиофилов СССР.

Переосмысление прошлого

С героями нашего сегодняшнего тестирования реликт советских времён роднит в первую очередь географическое происхождение. Продукция под брендом Arslab, принадлежащим нашей небезызвестной компании «Аудиомания», выпускается именно в Риге. В 2021 году для Arslab здесь был организован полный цикл собственного производства, главным инженером и техническим директором которого, стал, между прочим, Виктор Лагарпов, долгое время работавший главным инженером завода Radiotehnika.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
В рояльном лаке колонки смотрятся не так провокационно, но ничуть не менее эффектно

Однако местом рождения, характерными деталями экстерьера и числом «90» в названии сходство двух акустических систем, по сути, и ограничивается. Дальше начинаются различия, причём весьма существенные.

Во-первых, в отличие от фазоинверторного духовного предка, Arslab Superb 90 собраны в закрытых ящиках. Соответственно, даже об отдалённом сходстве в характере звучания, по крайней мере на басах, забыть можно сразу.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
В процессе написания материала пришла новость, что «Аудиомания» выделяет линейку акустики Old School в отдельный бренд

Корпуса объемные, и по нынешним временам, так сказать, неформатные: эдакие огромные полочники высотой 65 сантиметров. Чтобы расположить их на оптимальной высоте, потребуются невысокие стойки, вроде 40-сантиметровых Cold Ray C3. Помимо динамиков, на фронтальной панели имеется крупный шильдик с броским оранжевым логотипом «Old School», а также галетные переключатели корректировки АЧХ на средних и высоких частотах. Кстати, забегая немного вперед, скажу, что в отличие от подобной системы в советских S-90, в нашем случае лёгкая частотная коррекция (± 2 дБ) на характере саунда практически не сказывается. Пожалуй, лишь при поднятии средних частот низкий женский вокал иногда может показаться чуть менее бархатистым.

Корпуса жесткие и прочные, с отличным качеством отделки. Вариантов оформления три: чёрный матовый, чёрная или оранжевая лакировка. Последний вариант явно припасён для людей эмоционально ярких и внутренне свободных. И, между прочим, в соответствующем интерьере смотреться он будет просто роскошно. Однако красота требует жертв, в нашем случае 25 500 рублей — именно столько придётся доплатить за глянцевый корпус независимо от цвета.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
10-дюймовый драйвер Wavecor с пониженной частотой собственного резонанса

Система трёхполосная, и с первого взгляда обращает на себя внимание внушительный десятидюймовый НЧ-драйвер, который интересен он не только могучими размерами, но и выдающимся, во всех смыслах этого слова, подвесом. Это длинноходовый басовик производства Wavecor, специально разработанный для закрытого акустического оформления. Драйверы для работы в «закрытом ящике» сложнее в производстве и дороже своих собратьев, поскольку должны обладать как можно более низкой частотой собственного резонанса.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Могучий подвес обеспечивает большой ход звуковой катушки, а чтобы она при этом не вылетала из магнитного поля, применена магнитная система с вытянутыми вперед фланцами

А конкретно эта головка любопытна ещё и применением технологии Balance Drive. Сущность её заключается в использовании магнитной системы особой формы, сохраняющей стабильность воздействия магнитного поля даже при значительном смещении звуковой катушки. Шестидюймовый среднечастотник тоже производства Wavecor, а рупорный твиттер с шелковым куполом родом из Morel.

Потенциал контрабаса

Прослушивание я начал, разумеется, с треков ранних 90-х, а именно «Matters of the Heart» Tracy Chapman. Спокойный вокал Трейси, наполненный очень специфичными обертонами, зазвучал на удивление пластично и сбалансировано. При этом в нем не было и следа ватной мягкости, что подтверждали и струны её гитары — вибрации каждой из них воспринимались совершенно отчетливо и не замазано. Может быть даже чуть-чуть подчеркнуто. Однако воспроизведение в целом казалось на редкость монолитным, гармоничным и на удивление открытым. Такое чувство гораздо чаще возникает при прослушивании винила на высококлассном тракте, чем при общении с CD.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Среднечастотник оснащен фазовыравнивающим телом, в просторечии — пулей

Еще одно яркое ощущение — роскошная работа в басовом диапазоне. Чтобы разобраться с низами как следует, ставлю Кристиана МакБрайда (Christian McBride), так как лучше хорошо записанного контрабаса, потенциал закрытого ящика ни что, пожалуй, не раскроет. Бас у представителей старой школы оказался очень внушительным, а для акустики их ценовой группы, рискну сказать, образцовым. Быстрые атаки отрабатываются без малейших потерь динамики, сложная тембральная структура музыкального материала не упрощается. Бас плотен, конкретен, но при этом не пытается конкурировать с другими частотными составляющими — его именно столько, сколько должно быть. Внушительность и точность НЧ особенно ощущается на клубных треках, в которых обилие баса создаёт не только опасность «не прокачать» его, но и риск захлебнуться в вязких массах нечленораздельного гудения. В нашем случае даже на внушительной громкости низкие частоты остаются под полным контролем.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Действие корректоров АЧХ куда менее радикально и линейно, чем показано на рисунках рядом с ними, зато принцип работы понятен всем и сразу

Теперь о звучании в целом. Рупорные пищалки не грешат характерной окраской, да и диаграмму горизонтальной направленности зауженной я бы не назвал. Однако чтобы добиться правильного построения музыкальной сцены, с ориентацией колонок в пространстве стоит поработать. Даже если колонки не развернуты на слушателя, мягкие купола выдают довольно яркий для шёлка звук, однако поворот акустических осей заметно влияет на позиционирование и масштаб элементов звукового пространства.

Итог

Итак, подведём небольшое резюме. У акустики, безусловно, есть определённый звуковой почерк — открытый, свободный и в меру яркий, однако о жанровых ограничениях речи не идёт. На нашем интернациональном сетапе из японского источника, норвежского преда и 500-ваттного канадского усилителя мощности верхняя середина и высокие звучали не то чтобы ярковато, скорее оживленно.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Бивайринг не предусмотрен, да, пожалуй, и идейно чужд «старой школе»

Но тут надо понимать, что для построения филигранного саунда, корректно сохраняющего подобные нюансы нужен и соответствующий тракт. В нашем случае сквозное двойное моно с балансными интерконнекторами и компонентами, каждый из которых в отдельности заметно дороже испытуемой акустики. Кстати, в интерпретации тестовой системы временами возникало ощущение, что на фоне бодрой динамики и достойной микродинамики саунда, скрипичные обертона или тонкие нюансы колоратурного сопрано Анны Нетребко немного растушевываются.

В реальной жизни Old School Superb 90, скорее всего, попадет в несколько менее изысканное окружение, и уж тут никаких поводов для придирок к себе акустика наверняка не допустит. Главное помнить, что добыть правильный динамичный бас из закрытого ящика объемом под 80 литров и чувствительностью 86 дБ по силам далеко не каждому усилителю. Контроль баса должен быть абсолютно уверенным.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
В тестировании использовались другие компоненты, но в плане дизайна (да и звучания) Electrocompaniet подходит к Old School действительно очень неплохо. Может, потому что норвежцы и сами делают колонки в закрытом оформлении?

Ну а в общем Superb 90 отлично характеризует фраза их разработчиков: «Прекрасный образец того, как делали бы колонки в прошлом, если бы обладали знаниями и технологиями современности». От себя добавлю: «Но, не смотря на это, не утратили бы духа свободы и чувства большого звука».

Плюсы: Быстрые, мощные и достаточно глубокие басы, открытая и живая подача вокала, безупречное качество отделки и сборки корпуса, а также стильный, неординарный дизайн.

Минусы: Несмотря на отсутствие жанровых ограничений, звуковой почерк и внешний вид колонок подразумевают определенный стиль восприятия — не столько музыки, сколько самой жизни.

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
График импеданса (здесь и далее измерения предоставлены производителем)

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Изменения АЧХ при переключении фильтра высоких частот

Трехполосная полочная акустика Arslab Old School Superb 90. То, что рокер прописал!
Изменения АЧХ при переключении фильтра средних частот

Тестовый сетап:

  • Источник: SACD/CD-плеер Esoteric X-03
  • Предусилитель: Electrocompaniet EC 4.8
  • Усилитель мощности: Bryston 4B SST

    Паспортные данные

  • Акустическое оформление: закрытый ящик
  • Схема: три излучателя/три полосы
  • Воспроизводимые частоты: 40 Гц – 25 кГц
  • Номинальный импеданс: 4 Ом
  • Реккоменд. мощность усилителя: 25 – 200 Вт
  • Чувствительность: 86 дБ (2,83 В/1 м)
  • Размеры (В x Ш x Г): 650 x 340 x 400 мм

    Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», август 2021 г. www.shkoda-avto.ru

    Этот обзор прочитали 6 791 раз

  • Полочные акустические системы arslab old school superb 90

    Фото этих колонок вы не могли не видеть раньше – они обошли весь Рунет. И наверняка обратили внимание не только на броский цвет, но и «винтажные» пропорции корпуса.     

    arslab_01

    Современные производители стараются максимально заузить переднюю панель, чтобы избавиться от ранних отражений и возникающих из-за них провалов частотной характеристики. Кроме того, узкие колонки легче встроить в домашний интерьер. А ведь в 60-е и 70-е годы, в золотую эпоху аудио, практически вся акустика имела примерно такие же пропорции, как Arslab Old School Superb 90. При проектировании этой модели российские специалисты совместили наработки старой школы с возможностями, которые предоставляют современные материалы и технологии. Индекс 90 в названии модели явно рассчитан ассоциации с советской акустикой S90, и связь этой легендой самая непосредственная — Old School Superb 90 производятся в Риге, где была сосредоточена большая часть акустической промышленности Советского Союза. После закрытия заводов ВЭФ и «Радиотехника» в Латвии остались ценные инженерные кадры, чей опыт и используется в настоящее время при создании акустики Arslab. Разумеется, в команде есть и специалисты, отслеживающие передовые тенденции и технические решения в этой области.

    Рижская фабрика оснащена самым современным оборудованием, и возглавил её Виктор Лагарпов, который долгое время занимал должность главного инженера на заводе «Радиотехника». Исполнительным директором, отвечающим за соблюдение европейских стандартов качества, стал Максимилиан Ранке, сын основателя компании Ceratec.

    Басовик работает в закрытом оформлении, что обещает повышенную скорострельность и разборчивость в нижнем диапазоне.

    Проектируется акустика Arslab в России, все разработки ведутся лабораторией F-Lab Юрия Фомина.

    Вообще говоря, отнести Old School Superb 90 к разряду полочных АС можно лишь условно – при габаритах 40 х 65 х 34 см их всё-таки лучше устанавливать на невысоких, но массивных стойках.

    Нижняя полоса озвучивается 10-дюймовой головкой Wavecor с бумажным диффузором и магнитной системой Balance Drive, обеспечивающей низкие значения чётных гармоник при больших смещениях. Басовик работает в закрытом оформлении, что обещает повышенную скорострельность и разборчивость в нижнем диапазоне.

    arslab_03

    За средние частоты отвечает изготовленный по спецификациям Arslab 17-сантиметровый драйвер Wavecor с металлическим фазовым колпачком. Напомню, что Wavecor – китайский производитель динамиков, имеющий собственный, построенный с нуля современный завод. На нём изготавливаются корзины и магниты, а диффузоры закупаются в Германии.

    Дюймовый твитер Morel оснащён мягким куполом с покрытием Acuflex, мощным ферритовым магнитом и звуковой катушкой Hexatech. Головка помещена в укороченный рупор, который, помимо формирования нужной диаграммы направленности, даёт естественный спад АЧХ вблизи нижней границы рабочей полосы. А это, в свою очередь, позволило использовать для раздела простейший ВЧ-кроссовер первого порядка.

    Самая важная, средняя полоса у мониторов на редкость живая и открытая, что особенно чувствуется на записях акустических инструментов.

    Разделительные фильтры в акустике Arslab собираются навесным монтажом из аудиофильских компонентов — катушек Janzen с воздушным «сердечником» и полипропиленовых конденсаторов. Входных клемм две, т.е. многопроводное подключение не предусмотрено.

    Зато имеется возможность ступенчатой коррекции отдачи на СЧ и ВЧ в пределах ±2 дБ с шагом 1 дБ. Она пригодится для тонкого тюнинга под конкретное помещение или любимый музыкальный жанр.

    Чувствительность Old School Superb 90 невелика, 86 дБ, поэтому для совместной работы производитель рекомендует усилитель мощностью до 200 Вт. Диапазон воспроизводимых частот от 40 до 25000 Гц.

    Качество изготовления корпуса по-настоящему европейское, придраться реально не к чему. Помимо оранжевого, имеется и более спокойный чёрный вариант отделки. Для увеличения жёсткости в корпусе сделаны внутренние стяжки, для подавления вибраций используется битумное покрытие, а в качестве звукопоглотителя – качественный датский поролон. Правая и левая АС имеют зеркальную компоновку драйверов.

    arslab_02

    Чтобы выяснить, на что способны эти мониторы, было решено задействовать усилитель мощности Electrocompaniet AW 250R, способный выдать 2 х 380 Вт на 4 Омах. Это, конечно, перебор, даже для чувствительности 86 дБ, но чистота эксперимента требует, чтобы все звенья системы были заведомо выше классом, чем испытуемый компонент. В динамическом потенциале колонок особых сомнений не возникало (при таких-то габаритах и калибрах драйверов), опасение вызывало другое. Сколько мне ни приходилось слушать винтажные колонки, практически у всех были проблемы с построением сцены, точнее – с остротой локализации виртуальных источников. В 60-е – 70-е годы на это не обращали особого внимания, но при сравнении с современной акустикой расфокусировка заметна сразу. Разработчики Old School Superb 90 поступили мудро, поместив пищалку в рупор – при этом широкая передняя панель практически не влияет на дисперсию. Правда, для получения чёткой стереокартинки мониторы желательно покрутить относительно точки прослушивания.

    Сказывается и закрытое оформление. Удар внятный, не затянутый, с богатым шлейфом естественных ревербераций – вот что значит лёгкий бумажный диффузор. Важно, что басовая головка не передемпфирована, у неё достаточно свободы, чтобы отыгрывать малейшие нюансы. На мощных пассажах в нижнем регистре – будь то симфонический оркестр или современная танцевальная электроника – диффузоры ходят, словно поршни, а турбулентные шорохи отсутствуют как класс. Перегрузить колонки, конечно, можно, и первые признаки овердрайва – выход диффузоров из под контроля усилителя, что сказывается на чувстве ритма. Но происходит это на такой громкости, что слушателю уже впору затыкать уши.

    arslab_old_school_superb_90_10200702826-1

    Теперь о более тонких материях. Отмечу очень приличное гармоническое разрешение и массу музыкальной информации в среднечастотном диапазоне. Самая важная полоса у мониторов на редкость живая и открытая, что особенно чувствуется на записях акустических инструментов.

    Если переключиться на классический рок, то и на нём сразу замечаешь богатство тембров и предельную разборчивость даже на сложных композициях. И снова — живая, энергичная  подача со стремительной атакой.

    Твитер гармонично дополняет общую картину, придаёт звучанию объём, добавляет воздуха и зажигает «искру» там, где это нужно. И что интересно, я не заметил специфической рупорной окраски, присущей даже дорогим АС с подобным оформлением.

    Если же обобщить впечатления, то Old School Superb 90 можно отнести к акустике универсальной, многожанровой, но эффектней всего она отыгрывает музыку боевую, с мощным драйвом. И вроде бы она от себя ничего не добавляет и, тем не менее, привносит некоторую живость даже в академичные жанры.

    Система:

    • CD-проигрыватель T A CD1260R
    • Предварительный усилитель Electrocompaniet EC 4.8
    • Оконечный усилитель Electrocompaniet AW 250R

    Кабели:

    • — межблочные Nordost White Lightning
    • — акустические Analysis-Plus Solo Crystal 2 m

    Стойка Cold Ray


    Arslab Old School Superb 90

    Производитель: World Audio Distribution

    www.shkoda-avto.ru

    Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: закрытый ящик || Диапазон воспроизводимых частот: 40 — 25000 Гц || Чувствительность: 86 дБ (2,83 В, 1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 200 Вт || Отделка: чёрный матовый, чёрный и оранжевый лак || Габариты: 340 х 650 x 400 || Гарантия: 2 года || Цена за пару: 104300 руб.

    §

    На недавней презентации компания показала четыре новые модели наушников, в которых реализованы  самые передовые решения и технологии. О них рассказал г-н Накано – инженер, специально прилетевший из Японии (на фото).

    Nakano

    Полноразмерные закрытые наушники RP-HD10 воспроизводят частоты 5 — 40000 Гц благодаря 50-миллиметровой многослойной диафрагме MLF (Multi Layer Film). Динамические излучатели закреплёны на шасси из инертного к вибрациям фирменного полимера PLF (Poly Lactic Acid), за счёт чего устраняются посторонние призвуки. Чашки имеют три степени свободы – благодаря скользящему креплению они могут перемещаться в т.ч. и по горизонтали. Модель рассчитана на воспроизведение файлов высокого разрешения. Рекомендованная розничная цена RP-HD10  — 13 тыс. рублей.

    Headphones

    Наушники RP-BTD10 можно подключать как по кабелю, так и без него — по Bluetooth с поддержкой aptX или по протоколу  NFC. Встроенный аккумулятор заряжается через USB (шнур в комплекте) и обеспечивает до 30 часов автономной работы. В качестве излучателя используется мембрана MLF диаметром 40 мм, магнитная система неодимовая. Рекомендованная цена в Европе – 150 евро.

    Demonstration

    Listening

    Бюджетная модель RP-BTD5 (90 евро) за счёт меньшей мощности способна работать до 40 часов от одной зарядки. Она оснащена встроенным микрофоном, а кнопки управления выведены на внешнюю плоскость чашек. Предусмотрена поддержка Bluetooth и NFC. 60-сантиметровый USB-кабель – в комплекте.

    И, наконец, компактные вкладыши RP-HJX20E с аудиофильским качеством звучания. В них реализован принцип Dual Axial Drive, позволяющий воспроизводить мощный и низкий бас. Диафрагма оснащена двумя звуковыми катушками, расположенными в поле двух неодимовых магнитов. Это первая в мире конструкция подобного рода, используемая в  наушниках. Корпус RP-HJX20E выполнен из алюминия, в соединительном кабеле используется проводник из бескислородной меди. Рекомендованная цена в Европе – 99 евро.

    §

    IFA_Malta_01

    Любители техники любят заглядывать в будущее — интересно же знать, какие новинки появятся в самое ближайшее время. Такую возможность нам предоставляют многочисленные выставки, посвященные отдельным видам и классам аппаратуры или бытовой электроники в целом. Но иногда бывает очень полезно оглянуться назад — чтобы понять, насколько оправдались наши ожидания и прогнозы экспертов.

    Единственная регулярная выставка, которая позволяет не только заглянуть в будущее, но и оглянуться в ближайшее прошлое, — это IFA в Берлине, её организаторы проводят ежегодно в промежутках между экспозициями международную пресс-конференцию, на которой рассказывают об итогах прошедшего шоу, о  доминирующих трендах, о тех секторах рынка, которые демонстрируют рост или, напротив, упадок, о самых перспективных видах техники, которые будут вызывать наибольший интерес публики в ближайшее время. Такая склонность к аналитике вполне понятна, ведь одним из cоорганизаторов выставки (наряду с компанией Messe Berlin GmbH) является ассоциация крупнейших мировых производителей электроники gfu, созданная в 1973 году в Германии, а в ежегодной пресс-конференции непременно принимают участие представители авторитетных международных исследовательских организаций GfK (один из партнеров IFA) и DisplaySearch.

    IFA_Malta_02

    Юрген Бойни из GfK.

    Понятно, что на основе одних лишь официальных документов составить адекватное представление о ситуации в отрасли не так уж просто, но сама пресс-конференция даёт немало наблюдений и косвенных данных, которые дополняют картину и позволяют выделить главное.

    НА ВОСТОК!

    В этом году пресс-конференция прошла на Мальте (уже во второй раз, первый — в 2009-м). Бросалось в глаза огромное число приглашённых журналистов из Азии — из Вьетнама, Гонконга, Индии, Индонезии, Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня и Японии. Надо сказать, что расширение статуса IFA за пределы Европы началось достаточно давно (по моим наблюдениям, где-то в 2006 году), но именно сейчас «марш на Восток» стал особенно заметным. И совершенно не случайно: продажи электроники в Европе стагнируют. Безусловно, отчасти это связано с плачевным состоянием европейской экономики, однако дело явно не только в этом. Экономическая ситуация в Северной Америке получше, по крайней мере, если верить статистике, однако и там рост продаж наблюдается только по отдельным товарным позициям, а в целом рынок тоже выглядит вялым. Схожая ситуация – в развитых странах Азии. Иное дело — Африка, Латинская Америка и развивающиеся страны Азии и Тихоокеанского региона, где продажи большинства видов электроники растут. Напрашивается мысль: дело не только и не столько в экономической ситуации, сколько в степени насыщения рынка.

    IFA_Malta_03

    Ответственные товарищи отвечают на вопросы прессы.

    IFA_Malta_04

    Юрген Бойни (справа) и ведущая пресс-конференции, залётная телезвезда из США.

    УМ ПО ЗАПРОСУ

    До недавнего времени самым мощным драйвером роста были телевизоры. Но похоже, они исчерпали свой потенциал. Богатые развитые страны, где переход на цифровое телевидение давно уже прошёл и где практически не осталось в эксплуатации старых CRT-приёмников, новую аппаратуру покупают не очень охотно. Те же страны, где модернизация телетехники только началась или находится в самом разгаре, демонстрируют растущий спрос.

    Там, где переход уже прошёл, не оправдались былые надежды ни на 3D, ни на 4K, хотя некоторые производители пытаются заинтересовать публику моделями с изогнутым экраном. OLED-дисплеи, которые были отнесены на пресс-конференции 2009 года к категории «наиболее быстрорастущих продуктов», на мероприятии 2021 года упоминались лишь вскользь. Да, такие модели уже выпускаются и продаются, однако ажиотажного спроса на них не наблюдается, поскольку стоят они дороговато, а их качественные преимущества для массовой публики не слишком очевидны.

    Единственная технология, которая оказалось успешной — Smart TV, продажи оснащённых ею телевизоров устойчиво растут. Однако надо понимать, что если вы покупаете не самую дешевую модель с приличной диагональю экрана (а это один из тех параметров, который все ещё волнует публику), вы автоматом получаете «умный» аппарат. Ещё один фактор этого успеха, возможно, даже главный — это кризис традиционного телевидения, которое не может (или не хочет) соответствовать реалиям нашего времени и запросам современного человека. Все более популярными становятся сервисы VOD (video on demand) — в отличие от традиционного вещания они освобождают нас от «ящичного рабства», позволяя смотреть не то, что добрые дяди с ТВ-канала нам соизволили предложить в строго определённое время, а то, что хочется и когда хочется.

    IFA_Malta_05

    Smart TV всё ещё интересует не только публику, но и журналистов.

    Не удивительно, что падают продажи фильмов на  DVD и Blu-ray (а вместе с ними — и дисковых проигрывателей), также лишены будущего медиаплееры — а зачем они нужны, если уже есть встроенный в телевизор, а в развитых странах и он уже мало кому полезен, поскольку удобнее и проще смотреть кино через Netflix и другие VOD-сервисы, которые настолько окрепли, что занялись производством собственного контента.

    То же самое происходит в музыкальной индустрии: компакт-диски в Европе практически перестали продаваться, растёт популярность iTunes, Spotify и других онлайн-служб, где есть практически всё и по минимальной цене. Что интересно, всё это сопровождается виниловым ренессансом – заметным ростом продаж грампластинок в Японии и США.

    IFA_Malta_06

    Тот самый Philips, который производится TP Vision.

    ЭПОХА «ПРИСТАВОК»

    Хотя продажи телевизоров в Западной Европе растут еле-еле, а в Центральной и Восточной даже слегка снижаются, они дают мощный стимул для «сопутствующей» техники, а именно саундбаров — интерес к ним публики стабильно увеличивается: в 2021 году их продажи выросли на 57%,а доля в общем объеме рынка аудиотехники достигла 18%.

    Ещё более бурный подъём переживают в Европе беспроводная акустика ( 79%) и сетевые музыкальные системы ( 69%), хотя их доля на рынке пока не очень велика — 6 и 8% соответственно. Всего на 8% выросли наушники, но их часть «пирога» уже достигла 27%. Понятно, что сами по себе все они едва ли обладают мощной движущей силой — их тянут за собой главные герои нашего времени — смартфоны и планшеты. Хотя интерес публики к последним начинает ослабевать из-за конкуренции со стороны фаблетов, т.е. смартфонов с большими экранами. А вот продажи традиционной аудиотехники – акустики, усилителей, проигрывателей, полных систем без сетевых функций — снизился за прошлый год на 21%. Правда, пока их доля рынка остаётся самой большой — 29%. Надолго ли?

    На самом деле за всеми этими движениями рынка стоят глубокие трансформации в массовом сознании: если ещё совсем недавно центром домашней вселенной был телевизор (или стереосистема – у кого как), то теперь это почётное место заняли мобильные гаджеты. Исследователи отмечают, что всё большее число европейцев перед телевизором не выпускают из рук планшеты и смартфоны. Ещё немного, и большой экран станет своеобразной «приставкой» к мобильному устройству, как это уже произошло с аудиосистемами. Только теперь архаичные док-станции уступили место беспроводным интерфейсам: в 2021 году 85% всех продаваемых устройств с функцией подключения к ним мобильной аппаратуры были беспроводными. Поди теперь разберись, какое из двух устройств (смартфон или аудиосистема) является главным. Скорее всего, всё-таки гаджет, поскольку на нём у многих меломанов теперь хранится музыкальная коллекция. Всё своё ношу с собой.

    IFA_Malta_07

    ZTE показала свою новейшую продукцию.

    СМАРТФОНЫ-УБИЙЦЫ

    Как отметил в своём докладе Юрген Бойни, директор подразделения потребительской электроники GfK, некоторые виды техники переживают бурный рост и столь же стремительное падение. Именно такая незавидная судьба постигла автомобильные навигаторы и электронные книги. Я бы добавил к этому списку «уходящей натуры» компактные фотокамеры — их продажи пикируют уже достаточно давно. И если в увядании навигаторов можно отчасти обвинить автопроизводителей, которые снабжают даже массовые модели встроенными навигационными системами, то все остальные могут винить в своей скорой погибели смартфоны — их используют и как навигаторы, и как читалки, и как фотокамеры.

    Однако, как выясняется, смартфоны умеют далеко не всё — пока им не удаётся заменить экшн-камеры — спрос на них с 2021 по 2021 гг. вырос почти в 10 раз, и в 2021 году их продажи должны достигнуть 12,9 млн. единиц. Долго ли будет продолжаться этот праздник? Вряд ли, ведь возможность использования смартфонов для экстремальной видеосъёмки — вопрос сугубо технологический, что решается в наше время достаточно просто в отличие от региональных и глобальных проблем экономики, главного источника головной боли для производителей. Ведь именно от состояния экономики зависит в конечном итоге потребительский спрос. За примером далеко ходить не требуется: в 2021 году рынок бытовой электроники вырос в России в денежном выражении на 21%, а в 2021-м он резко ушёл вниз. Конкретные цифры не назывались, но представитель одной очень авторитетной российской организации, с которым мне довелось побеседовать в кулуарах мальтийской пресс-конференции, сказал, что речь идёт о падении продаж на 30-50% в зависимости от вида техники. Думаю, причины известны.

    ХОРОШО ЗАБЫТОЕ НОВОЕ

    Инновации — это слово постоянно повторялось во всех докладах и выступлениях, как заклинание. Именно они должны обеспечить будущий рост рынка. Главный тренд – объединение всей домашней электроники в единую сеть для информационного обмена и управления. Центром которой видится, естественно, смартфон. Пресловутый «Интернет вещей» — уже реальность. Естественно, не везде и не во всём. Но технических препятствий для этого уже фактически нет. Лично я при всей моей горячей любви к технике всё же не хотел бы, чтобы мои кофеварка, стиральная машина, холодильник и другие электроприборы ходили в Интернет и общались между собой. А после просмотра фильма «Ex Machina» это мнение только укрепилось.

    IFA_Malta_08

    Grundig показал «гнутый» телевизор (на заднем плане) и газовую плиту с инновационной конструкцией: все органы управления виртуальные и создаются специальным проектором сверху.

    На самом деле, конечно, ничего не имею против инноваций. Вот только возникает вопрос о том, какова будет их суть. Если речь идёт об изгибании экранов или чисто механическом увеличении числа пикселей, очень сомневаюсь, что такой незатейливый прогресс породит бурный спрос. А для чего-то более интересного и кардинального требуются серьёзные инвестиции в разработки. Способна ли отрасль на такие вложения?

    На этот счёт есть определённые сомнения. На пресс-конференции, посвящённой IFA2021, которая прошла два года назад на Сардинии, говорилось о крайне опасной тенденции: бонусы топ-менеджеров в отрасли зависят не от прибыли компаний, а от занимаемой ими доли рынка. Которую проще всего увеличить, снизив цены. В итоге продажи увеличиваются (или хотя бы не падают), а прибыльность компаний снижается. Зачем заниматься реальными (а не мнимыми) инновациями, если можно просто снизить цену? Ну сами посудите: что принципиально инновационного в Bluetooth-спикере? Правильный ответ: ничего. Ведь даже кодек aptX Lossless, позволивший передавать музыку в приличном качестве, появился в 2009 году. Не удивительно, что в докладах на мероприятии в честь IFA2021 вопрос о неприятных ценовых тенденциях поднимался вновь — ничего не изменилось.

    Давление на цены оказывает и рост конкуренции. Если в 2021 году производством смартфонов занималось всего 16 компаний, то в 2021 году – уже 90. Число производителей планшетов за то же время увеличилось с 2 до 77, производителей ЖК-телевизоров с 37 до 52. Соответственно изменилась и средняя цена, к примеру, у тех же телевизоров она снизилась за 4 года с $701 до $571. В итоге 51% всего рынка плоских телевизоров — это модели стоимостью менее $400, причём их доля растёт на 9% в год. Если и есть здесь инновации, то большинство — в плоскости снижения издержек производства. Хотя тоже неплохо.

    ОСТОРОЖНЫЙ ОПТИМИЗМ

    Вне зависимости от состояния рынка, который переживал на нашей памяти достаточно сложные времена, пресс-конференции, предшествовавшие IFA, всегда лучились оптимизмом. Причём совершенно искренним и натуральным, поскольку дела у выставки всегда шли хорошо. В 2008 году, когда начался мировой финансовый кризис, организаторы IFA очень своевременно расширили её тематику, добавив «белую» технику, которая до самого недавнего времени чувствовала себя значительно лучше, чем аудио и видео. Сначала её на IFA выставляли в подвальных помещениях, но потом она стала постепенно перебираться наверх, занимая места компаний, работающих в депрессивных секторах. Однако есть некоторые признаки, что и в этом сегменте бурный рост исчерпал себя. Не случайно, главный доклад на конференции, с которым выступил исполнительный директор Berlin Messe доктор Христиан Гёке, начинался с цитаты из древнегреческого философа Гераклита Эфесского: «Нет ничего более постоянного, чем перемены».

    Обычно на каждой такой пресс-конференции прессе с гордостью сообщали, что уже раскуплены 80, а то и 90% выставочных площадей, что на всех желающих выставки может не хватить, а потому в 2021 году ввели в эксплуатацию новый павильон Cube. В этот раз прессе не сообщили каких-либо предварительных данных. И это правильно – не дай Бог, сглазишь.

    IFA_Malta_09

    Philips показал устройство, которое снимает боль с поясницы светом голубых светодиодов. Девушки в комплект не входят.

    Как всегда, у пресс-конференции IFA много спонсоров — всё-таки мероприятие, в котором участвует несколько сотен журналистов со всего света, обходится недёшево. В прежние годы многие из них выставляли небольшие экспозиции со своими новинками. В этот раз так сделали лишь очень немногие — Philips (причём все три его нынешние ипостаси: та, что выпускает товары для медицины, красоты, здоровья и бытовую технику, а также принадлежащие теперь другим владельцам — TP Vision и Gibson Innovations), Grundig (входит сейчас в состав турецкого концерна Arçelik A.S.), а также известные приверженцы чистоты Karcher и Dyson. А ведь когда-то такую возможность не упускали Bosch, Miele, Panasonic, Samsung, Sennheiser, Sharp, Vestel…

    IFA_Malta_10

    От пылесоса Dyson даже мисс IFA не откажется.

    Впрочем, свято место пусто не бывает: удобным случаем воспользовался крупный китайский производитель коммуникационной техники ZTE. Так что светлое будущее IFA не вызывает сомнений: одни уйдут, придут другие. Ну и что нам с того, что они будут говорить по-китайски, ведь техника у них становится всё лучше.

    IFA_Malta_11

    Кажется, на Мальте уже много столетий ничего не меняется.

    Мальта – Москва, апрель 2021 г.

    §

    pioneer_master_1

    На недавнем High End Show в Мюнхене были показаны новые референсные наушники Master 1. Созданию этой аудиофильской модели предшествовали 5 лет интенсивных разработок. Их целью было достичь сочетание комфорта, эргономичности, выразительной внешности и предельно точного и прозрачного звучания. Каждый экземпляр собирается вручную одним работником на фабрике в Японии.

    Специально для новинки был разработан инновационный 50-мм драйвер, алюминиевая мембрана толщиной 25 мкм которого имеет керамическое покрытие PCC (Parker Ceramic Coating), улучшающее отдачу на высоких частотах. Master 1 —  первые в мире стереотелефоны, в которых используется эта технология. Ещё одна инновация — применение композитного материала PEEK (Poly-ether-ether-ketone), что позволяет снизить искажения, выровнять частотную характеристику и достичь необыкновенной реалистичности в передаче музыки. Алюминиевые чашки толщиной 3,5 мм подавляют нежелательные резонансы, все механические сочленения задемпфированы резиновыми вставками для защиты от интерференции и вибраций.

    Благодаря высокой точности воспроизведения модель может использоваться в профессиональных студиях в роли мониторов. Акустический тюнинг наушников проводился при участии специалистов лондонской AIR Studios.

    Диапазон частот 5 — 85 000 Гц, чувствительность 94 дБ, импеданс 45 Ом, максимальная подводимая мощность 1,5 Вт, масса (без кабеля) 460 г.

    Модель комплектуется съёмным проводом (используется порт MMCV). В качестве опции предлагается балансный кабель JCA XLR30M с позолоченными разъёмами Neutrik XLR. Рекомендованная цена в Европе — 2499 евро.

    §

    §

    §

    §

    Вам наверняка приходилось слышать о таком понятии, как «английский звук», под которым обычно подразумевают воспроизведение исключительной ясности и деталировки. В системе, которую мы представим ниже, была предпринята попытка достичь музыкальности через абсолютно точную и чистую передачу нюансов.

    leema_01

    Шерлок Холмс всегда докапывался до истины, отыскивая мельчайшие детали и складывая из них полную картину произошедшего. Его метод наверняка сработает и в таком деле, как воспроизведение музыки с самого массового носителя. Я имею ввиду CD и навязанный на многие десятилетия стандарт оцифровки PCM 16/44,1, из-за известных технических ограничений которого хай-файная техника не могла воссоздать оригинальную запись во всей полноте нюансов. А вот насколько современные проигрыватели продвинулись в этом отношении, мы и постараемся выяснить, исследуя мельчайшие детали звуковой картины.

    Звуковая картина, не потеряв формально ни в прозрачности, ни в деталировке, обрела отменную артикуляцию и окончательно зафиксировалась в пространстве.

    Добраться до правды нам помогут британские компоненты, обладающие в своем классе, пожалуй, наивысшим звуковым разрешением. К таковым я стал относить акустику ProAc после того, как в ней стали использоваться ленточные твитеры. Электронные компоненты Leema Acoustics, с которыми мы познакомились на недавней презентации, созданы двумя энтузиастами, бывшими инженерами BBC. Компания названа по первым буквам их фамилий — Lee и Mallory. А ведь именно личностью разработчика определяется идеология и конечный результат – звучание компонентов.

    leema_02

    Напольная акустика ProAc D48R при солидных габаритах отличается редким минимализмом. Ленточная пищалка расположена между двумя 20-сантиметровыхи мидбасами, образующими схему д’Апполито. Фазоинвертор выведен вниз, он работает через щель между дном корпуса и установочной платформой. Удивительно, как вообще удалось в двухполосной по сути системе согласовать легкий отзывчивый твитер с динамическими головками немалого калибра. Возможно, секрет кроется в конструкции последних — вместо привычного центрального колпачка на лёгком диффузоре закреплён довольно крупный тканевый купол. Логично предположить, что именно он механически оптимизирован под излучение средних частот, а окружающая ее жесткая часть – под бас.

    Удивительно, как вообще удалось в двухполосной по сути системе согласовать легкий отзывчивый твитер с динамическими головками немалого калибра.

    Проигрыватель Leema Antila II помимо CD-привода, напоминающего старый добрый Philips CDM-2 и формы корпуса, единой для всех компонентов серии Constellation, примечателен тремя конструктивными решениями. В механизме используется модифицированные сервосистемы и управляющие программы собственной разработки, за счёт чего удалось понизить уровень джиттера до 40 пс (типовое значение для CD-драйвов почти на порядок выше). Начиная с цифрового приемника тракт абсолютно симметричен, и данные для преобразования в аналог поступают по балансным линиям. Конвертеров, соответственно, четыре, это дельта-сигма ЦАПы разрядностью 24 бит, работающие на частоте 192 кГц. За счёт такой схемотехники (фирменное название Quattro Infinity Multi-DAC) значительно снижается уровень шумов и искажений, улучшается разделение каналов. Помимо линейных и балансных выходов проигрыватель имеет коаксиальный и оптический выходы.

    leema_03

    Идеология предварительного усилителя Leema Pyxis II близка источнику – он тоже абсолютно симметричен. По сути, это два усилителя в каждом канале, по одному на каждую фазу сигнала. Балансное подключение предусмотрено даже для внешнего RIAA-корректора, хотя на борту имеется и свой, с отдельными входами под головки ММ и МС. Имеется также встроенный ЦАП 24 бита/96 кГц, к которому можно подключиться по USB или коаксиалу, и высококачественный усилитель для наушников. Электронный коммутатор, рассчитанный на семь входов, включая и гнездо 3,5 мм на лицевой панели, позволяет независимо выбирать и источник для записи на рекордер. Из полезных опций отмечу еще возможность подстраивать чувствительность для каждого входа, электронную регулировку громкости, баланса и тембра по НЧ/ВЧ.

    За счёт схемотехники Leema Quattro Infinity Multi-DAC значительно снижается уровень шумов и искажений, улучшается разделение каналов.

    И, наконец, оконечник Leema Hydra II. Он, разумеется, тоже балансный. Задняя панель изобилует терминалами и переключателями — помимо RCA и XLR-входов предусмотрены отводы на второй усилитель для бай-ампинга, входы для процессора многоканального звучания, переключатели в мостовой или в монофонический режим, причем с возможностью выбора канала для воспроизведения – левого, правого или обоих вместе.

    leema_04

    У всех перечисленных компонентов имеется собственная шина единого управления LIPS, позволяющая строить сложные многозональные системы с бескомпромиссным качеством соединений. В частности, если по LIPS соединить Pyxis II с Hydra II, то сигнал будет передаваться с максимальным уровнем, а громкость — регулироваться на входе усилителя мощности. Понятно, что в таком случае получится солидный выигрыш по шумам и искажениям.

    В нашей системе оконечник занял место по чисто аудиофильским соображениям. Сильноточные выходные каскады, способные справиться с низкоомной нагрузкой, а также система питания с двумя силовыми тороидальными трансформаторами и ещё одним, дополнительным, для цепей управления, свидетельствуют о стремлении разработчиков получить полный контроль над акустикой при любой выходной мощности и свести к минимуму помехи по шинам питания. С 4-омными системами (а именно такое номинальное сопротивление у ProAc D48R) усилитель способен выдать около 300 Вт при искажениях порядка 0,004%.

    leema_05

    Для очистки сетевого напряжения мы задействовали дорогой, но реально эффективный дистрибютор питания Groneberg с пятью силовыми розетками.

    В качестве акустического кабеля был выбран немецкий Lindemann Speaker Connect (чистая медь криогенной обработки, идеология витой пары). А между собой компоненты будут связаны кабелями Siltech Classic Anniversary 330i с серебряными проводниками и RCA-терминалами.

    Погружаясь в прослушивание, пришлось некоторое время адаптироваться. Не было сомнений, что в нашей системной комбинации получился настоящий «английский звук»: предельно чистый, с нейтральным тональным балансом, беспрецедентно богатый на нюансы. В тоже время воспроизведение не имело признаков динамических и пространственных ограничений, чем больше напоминало американскую школу.

    leema_06

    И вроде бы всё в порядке, всё на месте, красиво и даже изысканно… Но чувствуется некоторый перебор с контрастностью – предельно высокое звуковое разрешение балансирует на грани потери пластики. Если проводить вкусовые параллели, звучание напоминало экстра-брют – тонкий по вкусу, но немного щекотливый. А такие ощущения – на любителя.

    Чтобы смягчить «вкусовую гамму», мы заменили серебряные «Силтеки» на бельгийские межблочники Aktyna SCM Cortex, которые примечательны не столько изоляцией из натуральной конопли, сколько проводниками, в которых на медную основу с добавками теллура осаждено золото. Система моментально отреагировала: звучание стало богаче на тембры, не потеряв ни динамики, ни чистоты, ни детальности. Вместе с этим изменился и «информационный баланс» – кабели подчеркнули значимость нижней середины и понизили в статусе верхнюю часть. Они мягче передавали также бас и добавили «воздуха» (но не ясности) в высокой полосе. Получился интересный результат, подвигающий на длительное прослушивание в свое удовольствие. Однако ощущение некоего компромисса все равно оставалось.

    Не было сомнений, что в нашей системной комбинации получился настоящий «английский звук»: пронзительно чистый, с нейтральным тональным балансом, беспрецедентно богатый на нюансы.

    Нет, всё-таки этой системе необходимо серебро! К такому выводу я пришел, когда поставил балансные Slinkylinks Pure Silver. Во-первых, с переходом на XLR в звуковой сцене «материализовались» все инструменты с высоким спектром. Во-вторых, еще лучше прорисовался рельеф в нижней части и добавилась живая атмосфера. Но главное, что завершилась «информационная война» в средней полосе – теперь не было выделения какой-то одной части этого диапазона, самого важного для музыкального восприятия. Отчего и вся картина стала восприниматься иначе. Она, не потеряв формально ни в прозрачности, ни в деталировке, обрела отменную артикуляцию и окончательно зафиксировалась в пространстве по всем трем измерениям. Вот лишнее доказательство тому, что при построении высококлассной системы мелочей не бывает.

    leema_07

    А самый важный вывод я сделал, когда уже выключил систему и стал раскладывать по коробкам компакт-диски. В ходе «следствия» я как-то совершенно позабыл, что все время слушал именно CD, а не аудиофайлы Hi-Res. Обращая внимание на нюансы, удалось построить абслолютно достоверную звуковую картину. Значит, дедуктивный метод и в нашем деле имеет право на жизнь…

    Система:

    • Акустические системы ProAc Response D48R
    • Проигрыватель Leema Antila II
    • Предварительный усислитель Leema Pyxis II
    • Усилитель мощности Leema Hydra II
    • Кабели:
      • — межблочные Slinkylinks Pure Silver (XLR), Aktyna SCM Cortex (RCA)
      • — акустические Lindemann Speaker Connect
    • Дистрибьютор питания Groneberg Power Center 5 TS Premium

    Музыка:

    1. The Manhattan Transfer, «Vocalese». Atlantic Recording Corporation, 1985
    2. Pink Floyd, «Dark Side of the Moon». EMI, 2003
    3. Creedence Clearwater Revival, «Chronicle». Fantasy Records, 1976
    4. King Crimson, «Larks Tongues in Aspic». Virgin EG Records, 1970
    5. Tracy Chapman, Electra/Asylum Records, 1988
    6. Nikolai Rimsky-Korsakov, «Scheherazada», «Capriccio Eapagnol Mackerras». London Symphony Orchestra. Telarc, 1990

    leema_Pyxis_Back

    §

    §

    Maraphon

    Успешно завершился важный социальный проект, организованный российским представительством LG Electronics, авиакомпанией «ЮТэйр» и торговой сетью «Эльдорадо».

    Это уже четвёртый донорский марафон, прошедший с 10 по 28 апреля 2021 г в поддержку Программы развития массового добровольного донорства крови Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России. Важное событие, проведенное накануне празднования Дня Победы, стартовало на Поклонной горе в Москве и продолжилось в российских городах-героях и городах воинской славы. Передвижение осуществлялось на трех видах транспорта — самолетах, автобусах и поездах. Так, автобус компании «Эльдорадо» с участниками проекта посетил Смоленск и Санкт-Петербург, далее путь донорских инициатив продолжил самолет авиакомпании «ЮТэйр», доставивший участников марафона из Санкт-Петербурга в Воронеж и в Ростов-на-Дону. Финальным городом стал Волгоград, в который организаторы проекта прибыли на поезде.

    Во всех пяти городах маршрута, который составил 5500 км, были проведены Дни донора, в которых участвовали 730 человек — сотрудники LG, авиакомпании «ЮТэйр», «Эльдорадо», представители Национального совета по корпоративному волонтёрству, Всероссийского волонтерского корпуса 70-летия Победы, актива федерального проекта «Беги за мной», региональные комитеты по делам молодежи, а также студенты вузов и местные жители.

    Социальные инициативы были продолжены лекциями на тему важности корпоративного волонтёрства для студентов местных вузов. К молодым людям обратилась Татьяна Шахнес, PR директор LG в России, член Координационного центра по донорству при ОП РФ, а также представители компаний — партнеров: Оксана Критикова, руководитель подразделения внутренних коммуникаций и соцпроектов «Эльдорадо» и руководитель управления по корпоративным коммуникациям авиакомпании «ЮТэйр», серебряный призер Олимпийских игр, 4-кратный чемпион мира по биатлону Николай Круглов.

    PRSm2

    По традиции социальную инициативу поддержали прославленные российские спортсмены: Мария Бутырская, первая российская чемпионка мира в женском одиночном катании; Мария Петрова и Алексей Тихонов, чемпионы России, двукратные чемпионы Европы и чемпионы мира в парном фигурном катании; Александр Легков, Олимпийский чемпион и серебряный призер Олимпийских игр в Сочи по лыжным гонкам; Дмитрий Саутин, двукратный Олимпийский чемпион по прыжкам в воду; Альберт Демченко, прославленный российский саночник, трёхкратный вице-чемпион Олимпийских игр, двукратный вице-чемпион мира, трёхкратный чемпион Европы, многократный чемпион России; Елена Слесаренко, Олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира по прыжкам в высоту. Марафон добрых дел также стал важнейшей составляющей новой платформы бренда «LG. Заботясь о каждом».

    За время участия в Программе развития массового добровольного донорства крови и ее компонентов в России, начиная с 2009 года, когда LG Electronics стала первым из бизнес-сообщества партнером Министерства здравоохранения Российской Федерации и ФМБА России, проведено уже 74 Дня донора в 27 городах.

    §

    AVComfort1

    Салон с таким названием недавно открылся в Москве. В нескольких залах представлена аудиотехника самых именитых брендов – Audio Note, Atlas Cable, Ayon, Cary Audio, Denon, Dynaudio, Focal, Musical Fidelity, Naim Audio, Revox, Transrotor и многих других.

    Аудиофилы и любители домашнего кино смогут оценить удобное расположение салона, свободную парковку, комфортные интерьеры с грамотной акустической обработкой, прекрасные условия для прослушивания, высокую квалификацию персонала и качественный сервис. Возможен выезд специалистов к клиенту для консультаций.

    AVComfort2

    §

    §

    Chord_DAVE_1

    Новый ЦАП-предусилитель DAVE впервые продемонстрирован на майской выставке High End Show 2021 в Мюнхене. Он построен по фирменной FPGA-технологии (Field Programmable Gate Array – программируемые вентильные матрицы), реализованной в новой микросхеме Spartan 6 версии LX75. Благодаря чрезвычайной высокой производительности этих матриц, DAVE обладает рядом преимуществ, в частности, это улучшенные временные характеристики и минимум шумов.

    В DAVE реализован совершенно новый цифровой фильтр WTA (Watts Transient Aligned — детище знаменитого конструктора Роба Уоттса). Скорость фильтрации в нём достигает 256 FS – ни один из существующих ЦАПов не обладает такими показателями. Чтобы это стало возможным, в DAVE встроили массивный параллельный интерфейс входных данных с 166 отдельными DSP-ядрами. Это позволяет конвертору восстановить исходный аналоговый сигнал наиболее точно.

    Chord_DAVE_5

    Выходной каскад оснащен новым 20-элементным ЦАПом Pulse Array и уникальным аналоговым шумоподавителем второго порядка, который обеспечивает сверхвысокую линейность. Также аппарат оснащён высококачественным усилителем для наушников.

    По USB-интерфейсу DAVE способен принимать сигналы с частотами дискретизации до 768 кГц, а также форматы DXD и Quad DSD. По коаксиальным входам — до 384 кГц, по оптике – до 192 кГц.

    Коэффициент нелинейных искажений и шум при выходном уровне 2,5 В RMS — 0,000015%. Динамический диапазон — 127 дБА (A-взвешенное значение).

    Chord_DAVE_2

    Корпус — из авиационного алюминия. Собирается DAVE в ручную на фабрике в Кенте.

    ЖК-дисплей отображает выбранный вход, частоту дискретизации, уровень громкости и другие параметры. Он меняет цвет в зависимости от громкости или частоты дискретизации.

    Аппарат будет доступен с осени 2021 года. Британский ритейл — £7995.

    §

    §

    §

    §

    §

    §

    The-Chopin-Project

    © 2021 Mercury Classics (подразделение Decca Music Group Ltd, компании в составе Universal Music)

    Жанр: классика, современная академическая музыка

    Формат: FLAC 96 кГц/24 бита (источник: HDTracks.com)

    Состав:

    • Фортепиано: Alice Sara Ott, Ólafur Arnalds (трек №8)
    • Скрипка соло: Mari Samuelsen (трек №3)
    • Струнный квинтет: Viktor Orri Árnason, Björk Óskarsdóttir, Þórarinn Baldursson, Unnur Jónsdóttir, Hallgrímur Jónas Jensson
    • Синтезаторы: Ólafur Arnalds
    • Продюсер: Ólafur Arnalds

    Кто. Исландский музыкант, композитор и продюсер, достаточно известный в кругу любителей современной музыки, Оулавур Арнальдс (часто его называют Олафуром Арналдсом, но наш вариант ближе к оригинальной транскрипции) и молодая германо-японская пианистка Элис Сара Отт, имеющая контракт с Deutsche Grammophon.

    В молодости Арнальдс играл в разных металлических группах, писал для них композиции, но после получения академического музыкального образования его интересы изменились. Участвовал в электронных проектах, концертировал с группой Sigur Rós, писал музыку для кино (в частности, для британского сериала Broadchurch). До The Chopin Project он успел выпустить семь сольных дисков, не считая совместных релизов (например, с Нильсом Фрамом) и саундтреков.

    За хрупкими плечами Элис Сары Отт — пять дисков (выпущенных до «Проекта Шопен») с произведениями Листа, Шопена, Шуберта, Мусоргского. Её игру очень высоко оценивают специалисты, особо подчёркивая мягкую и одновременно эмоционально выразительную манеру исполнения.

    Что. Автором всех композиций на диске является Арнальдс, но написаны они на основе сонат и ноктюрнов Фредерика Шопена. Это далеко не первый эксперимент подобного рода: в 2021 году вышли «Времена года» Вивальди, «пересочинённые» Максом Рихтером («Vivaldi — The Four Seasons Recomposed by Max Richter»). Если же заглянуть чуть поглубже в прошлое, можно вспомнить «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина. Что интересно, мировая академическая общественность принимает такие эксперименты вполне благосклонно. При условии, что занимаются ими люди с правильным образованием и делают это аккуратно и с уважением к оригиналу. К тому же подобные проекты приближают классику к нашему времени, показывают, что в пожелтевших партитурах всё ещё живут чувства, понятные многим людям нашего времени, — ну, если их перевести на современный музыкальный язык.

    Как. Краткой характеристикой здесь не отделаться — придётся перевести один очень важный фрагмент из сопроводительного буклета, в котором опубликовано своеобразное «От автора» Арнальдса:

    «Классическая музыка всегда придавала огромное значение исполнению и интерпретации — тому, как исполнитель трактует музыку, созданную композитором. Затем появилась звукозапись, и возникла потребность в том, чтобы сохранить и наиболее точно передать живое исполнение. Но я убеждён, что когда музыка пропускается через звукозаписывающую машинерию и все стадии процесса, она уже перестаёт быть копией живого исполнения. Просто не может ею быть. Сам акт записи становится невидимым участником исполнения и сказывается на его конечном результате, хотя чаще всего его влияние недооценивают или игнорируют.

    После того, как The Beatles преобразили поп-музыку, начав использовать звукозапись как элемент композиции и исполнения, классическая музыка продолжала упорно стремиться к невозможному, а идея «точного и правдивого» звука стала неоспоримой нормой.

    Но для меня она всегда была лишена смысла.

    Почему бы не использовать имеющуюся в нашем распоряжении технологию не просто как инструмент, но как элемент современной интерпретации? Почему микрофоны, акустика помещения и сам звук не могут участвовать в исполнении? Почему все эти элементы должны оставаться невидимыми, согласно нормам «точной» звукозаписи? И почему «правильное», «натурально звучащее» классическое фортепиано должно быть непременно роскошным большим концертным инструментом, который мы слышим на современных записях классики, хотя мы знаем, что фортепиано XIX-го века звучали совершенно по-другому?

    <…>

    Мы целую неделю испытывали разные микрофоны, рояли и студии в Рейкьявике, чтобы найти наилучшие сочетания для интерпретаций Элис. Потом я перенёс пьесы Шопена в новый контекст, сочинив на основе их мелодий свои вещи. Мы хотели создать динамичный и современный альбом, где оригинальные и пересочинённые композиции образуют стройную конструкцию, выстраиваясь в единую сюжетную линию».

    Удалось ли достичь поставленной цели? На мой взгляд, да.

    Сделан альбом тщательно, грамотно и с безупречным чувством меры. С одной стороны, записать ансамбль с малым числом инструментов не так сложно, как полный оркестр, но с другой — здесь, действительно, сконструирован оригинальный авторский саунд и повторить его вряд ли кто сможет.

    Более того, вы никогда не услышите такое звучание на концерте — сама звукозапись стала музыкальным инструментом, как и обещал Арнальдс. Необычны здесь и скрипки и рояль — он записан как бы «от лица» исполнителя и звучит как ансамбль: к партиям разных клавиш добавляются призвуки, дыхание музыкантов, перемещение воздуха… Всё это — не случайный звуковой «мусор», но сознательно добавленные в звуковую картину элементы. Здесь нельзя говорить о сцене — это целостное музыкальное пространство, причём выстроенное не только в ширину, глубину, но и в высоту и во времени.

    Впрочем, эту запись очень сложно оценивать формально: она обладает чрезвычайно мощным эмоциональным зарядом, от которого крайне сложно абстрагироваться. Потому и получает высокую оценку за качество – не столько техническое, сколько музыкальное.

    The Chopin Project-DR

    Для чего. Это редкий по своей сути и характеру материал позволяет тестировать аппаратуру на новом уровне: не в техническом аспекте и с позиции звукового реализма, а с точки зрения эмоциональной выразительности. Это же создаёт и определённые сложности: не позже 3-го трека вы потеряете способность к аналитическому мышлению, а к 7-му рискуете оказаться очень далеко от прослушиваемой системы – к счастью, не буквально.

    Возможны непредсказуемые последствия и при демонстрациях в салонах: клиент может задуматься о чём-то своём и забыть, зачем он сюда пришёл и что хотел купить. Но ведь вы ему напомните, не так ли?

    Качество звука: 9/10

    §

    Bartok

    © 2021 2xHD/Naxos

    Жанр: классика

    Формат: FLAC 192 кГц/24 бита (источник: HDTracks.com)

    Состав:

    Балтиморский симфонический оркестр (BSO) под управлением Марин Алсоп (Marin Alsop)

    Кто. Дирижер Марин Алсоп стала первой в США женщиной, возглавивший крупный симфонический оркестр. Произошло это в 2007 году, и с тех пор авторитет коллектива только укрепился. В 2009-м году его запись «Mass» Бернстайна добралась до шестого  места в классическом чарте Billboard и была номинирована на Grammy как «лучший классический альбом». Марин Алсоп нередко выступает и с другими оркестрами, например, в 2021 году она стала главным дирижёром государственного оркестра Сан-Паулу. В 2021-м она была включена в «Зал Славы классической музыки».

    Что. Записи великого венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945) часто используются как тестовый материал. С одной стороны, им свойственна динамика, сильные эмоции, с другой стороны, они многомерны и долго не надоедают, поэтому позволяют слушать один и тот же диск много раз, не теряя свежесть восприятия. «Концерт для оркестра» относится к поздним произведениям композитора, первым его исполнил Бостонский симфонический оркестр под управлением Сергея Куссевицкого в 1944 году. Композитор писал его вдали от родины, поскольку был вынужден иммигрировать после начала войны в США. «Музыка для струнных, перкуссии и челесты» написана в 1936-м, первое исполнение – в Базеле в 1937-м.

    Как. Запись была сделана в 2009-2021 гг, то есть является достаточно «свежей». Однако была подвергнута ремастерингу и оригинальному технологическому процессу. Занимается этим святым аудиофильским промыслом американская компания 2xHD, основанная продюсером и коллекционером Андре Перри (André Perry) и звукорежиссёром-аудиофилом Рене Лафламмом (René Laflamme). Суть процесса вкратце такова: исходный цифровой мастер в формате 96 кГц/24 бит (или 88,2 кГц/24 бита, что Бог пошлёт) переводится в аналог с помощью крутейших ЦАПов, затем пропускается через ещё боле крутой ламповый тракт и вновь оцифровывается в DSD или 192 кГц/24 бит (в зависимости от того, как предполагается распространять продукт – на SACD или в Hi-Res-файлах). Полный перечень используемой аппаратуры, включая кабели, можно посмотреть (если кому интересно) на сайте www.2xhd.com.

    Как ни странно, но идеология этого релиза близка к той, что легла в основу «Проекта Шопен»: технология записи (в данном случае ремастеринга) становится полноправным участником интерпретации. Похоже, это тенденция.

    Результаты не одинаковы, но кое в чём схожи. Поразительная масштабность, но не сцены, а пространства – как и в «Шопеновском проекте». Сногсшибательная динамика. Только здесь к ним добавлена потрясающая звуковая реалистичность. Хотя, конечно, вы никогда не услышите ничего подобного из зрительного зала – разве только с дирижёрского пульта. Здесь парадоксально соединились два подхода: с одной стороны — интерпретация ради музыкальной выразительности без стремления к «правдивости», с другой — техническое совершенство, работающее на реалистичность звука. Оказывается, они вовсе не противоречат друг другу.

    Bartok-DR

    Для чего. Для всего: просто слушать, тестировать аппаратуру, демонстрировать её клиентам. Некоторые треки записаны под 0 дБ, и это хорошо: поймёте, как ваш ЦАП справляется с такими уровнями. Услышите резкость или грязь – увы, это его вина. Девиз компании 2xHD – «Feel the warmth», но если ваша комната переглушена или разрешение системы недостаточно, эта «теплота» превратится в вялость. Даже на солидной громкости, достаточной, чтобы оркестровое tutti приобрело впечатляющий масштаб, система не должна «орать» — звуковое пространство должно просто увеличиваться в габаритах, но не становиться агрессивным. В общем, это отличный материал для стремления к идеалу. Будем надеяться, что сам процесс будет увлекательным.

    Качество звука: 10/10

    §

    04

    Состоялась презентация винилового проигрывателя ECG-1, впервые показанного на мюнхенском High End Show 2021 в начале мая.

    Платформа проигрывателя представляет собой сэндвич из двух наружных слоёв акрила с толстым алюминиевым листом в центре. Сочетание материалов с разными свойствами препятствует распространению вибраций к стойке тонарма. Это при том, что двигатель полностью изолирован, он устанавливается в вырезе шасси на собственных демпфирующих ножках. Асинхронный мотор переменного тока питается от двухфазного аналогового генератора, выдающего чистый синус с амплитудой 24 В. Привод трёхскоростной – 33, 45 и 78 об./мин.

    07

    Диск выточен из акрила, материала с такими же механическими свойствами, что и винил. Поэтому пластинка кладётся прямо на диск, без промежуточных матов и, по сути, становится частью общей конструкции.
    Тонарм – хорошо известный любителям винила Jelco SA-750EB. Это 9-дюймовая S-образная модель, рассчитанная на головки массой от 4 до 12 граммов. Выбор картриджа предоставляется покупателю, проигрыватель им не комплектуется. Рекомендованная розничная цена ECG-1 – 5200 долларов.

    Girls

    Презентация прошла в московском салоне «Нота ». В программе вечера была также живая музыка, сравнение винила и CD, а также дегустация норвежского пива.

    ViolinsSystem

    §

    lg-g4-battery-w782

    Компания представила в России новый флагманский смартфон G4.

    Главной изюминкой внешней отделки аппарата стала съемная задняя крышка, обтянутая натуральной кожей. Производство такого покрытия занимает 12 недель и включает технологию растительного дубления.

    Из особенностей конструкции стоит отметить серьезный съемный аккумулятор ёмкостью 3000 мАч, 16-мегапиксельную камеру с экстремально светосильной оптикой (F1.8) и роскошный 5,5-дюймовый LED-дисплей, изготовленный по технологии IPS с применением так называемых квантовых точек, позволяющих серьезно расширить цветовой охват. Разрешение панели 2560 x 1440 пикселей, иными словами 538 точек на дюйм.

    LG-3869

    Улучшена система оптической стабилизации объектива – диапазон компенсируемого отклонения расширен с одного градуса у прошлогодней модели G3 до двух градусов по каждой из осей X и Y, а также добавлена третья ось стабилизации — Z.

    Съемку можно проводить в ручном режиме, допускающем полный контроль за установками светочувствительности и баланса белого,  а снимки сохраняются не только в JPЕG, но и в профессиональном формате RAW.

    В России новый смартфон будет представлен в трех вариантах кожаного обрамления – черном, красном и классическом коричневом, а так же в двух цветах пластиковой отделки: белой керамике и чёрном металлике.

    G4 вооружен мощным процессором Qualcomm Snapdragon 808, работающим под самой свежей операционной системой Android 5.1 Lollipop. Оперативная память — объемом 3 Гб плюс энергонезависимая 32 Гб с возможностью расширения картами microSD.

    LG-G4-TS

    Оставьте комментарий

    Войти