Статистика угонов автомобилей не на стороне владельцев корейских и японских марок – их угоняют чаще других. Но если присмотреться к статистике, может показаться, что самые угоняемые авто – это просто самые популярные в стране модели. Так ли это и от чего еще зависит риск угона автомобиля – разбираемся в нашем материале.
Средняя вероятность угона автомобиля в России — 0,05%.
Наряду с данными ГИБДД публикуют свою статистику страховщики. Она дает неполную картину, ведь компании опираются только на имеющийся у них портфель договоров. А он формируется предвзято: по каско законодательство не прописывает никаких ограничений, поэтому под защиту могут не попадать целые бренды, которые фирме не интересны с точки зрения прибыльности. И хотя в пятерках лидеров по угонам присутствуют многие из «корейцев», их компанию чаще всего разбавляют Ленд и Рейндж Роверы, а также неизменная «любовь» россиян – Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado вкупе с Lexus LX.
Почему угоняют
Некоторые связывают число угонов с ситуацией на рынке. Определенная логика есть: за последние годы продажи просели почти вдвое, свежих машин на улицах стало меньше. Однако уезжают от законных владельцев автомобили всех возрастов. Да и продается у нас ежегодно более 1,5 млн автомобилей. Значит, потенциальной «добычи» сколько угодно.
Снижение доходов населения – веская причина взяться за «удочки» и другие инструменты для незаконного промысла. Ведь вместе с машинами дорожают и запчасти. Соответственно, растет спрос на бэушные детали. А когда не хватает «доноров», угонщики быстро реагируют на возникший дефицит.
Рецепт спокойного сна прежний: выбирайте непопулярную среди угонщиков модель. Либо оформляйте полис каско и ставьте эффективную противоугонную защиту.
Они прогнозируют рост угонов машин для разбора на запчасти.
Страховщики сравнили 18 моделей различных ценовых категорий и классов и проверили их защищенность от несанкционированного проникновения, запуска двигателя и движения, а также от изменения идентификационных номеров и изготовления дубликата ключа.
В списке самых слабозащищенных моделей, кроме Logan и Sandero, также Lada Granta (293 балла) и Vesta (253 балла). Все модели бюджетные, причем Lada в статистике ГИБДД является одним из лидеров по угонам, но и продается их больше всех, об этом тоже не стоит забывать, подчеркивают страховщики.
Самыми защищенными в этом рейтинге, кроме Lexus ES и Lexus RX, набравших 809 и 761 балл соответственно, также стали Skoda Octavia и Audi Q5 (760 и 746 баллов соответственно).
Итоговые результаты по 18 исследованным моделям выглядят следующим образом (в баллах):
В ВСС прогнозируют обострение дефицита запчастей для ремонта автомобилей в ближайшее время из-за проблем с поставками и, как следствие, всплеск угонов «под разбор» на запчасти. Со временем восстановятся или будут отстроены новые логистические цепочки, но пока ситуация с автокомпонентами остается напряженной.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Не так давно появившись на рынке России паркетники Шкода Карок приобретают все большую популярность у автолюбителей, что отражается в количестве их продаж. Но и автоугонщиков эти кроссоверы привлекают все чаще. Поэтому защита от угона Шкода Карок как никогда актуальна и о ней мы сейчас поговорим.
Было принято решение строить защиту на базе надежного, современного и многофункционального иммобилайзера, оснащенного, помимо противоугонных функций, обратной связью по GSM каналу, звуковой сигнализацией и двухступенчатым снятием с охраны: меткой и вводом кода на штатных клавишах в салоне Шкода Карок.
Установку иммобилайзера мы начали с работ в кокпите автомобиля.
Используя цифровое реле мы заблокировали салонный OBD разъем.
Под капотом мы защитили электронный блок управления, облачив его в крепкий стальной сейф собственного производства.
В глубине подкапотного пространства мы разместили две мощные и необычные, по звучанию, звуковые сирены высокого и низкого тона.
Установленный нами два электромеханических замка капота, управляемые иммобилайзером, защитят подкапотное пространство Шкода Карок от преступного доступа. А штыри замков мы защитили и от спиливания и от скручивания.
Заключительным шагом стала установка аварийной розетки.
Такой противоугонный комплекс, в нашем понимании, способен защитить от угона эту Шкода Карок.
Риск угона для многих играет важную роль при выборе нового автомобиля. Опираясь на статистику продаж и угонов, «За рулем» составил рейтинг наименее рисковых моделей.
Выбрать заведомо неугоняемую машину – значит обеспечить себе возможность сэкономить: на качественной защитной системе, на аренде стоянки или гаража. Да и собственные нервы целее будут, что тоже немаловажно. Есть бренды, которые в целом мало привлекают преступников. Например, Citroen и Peugeot. Из премиальных марок сравнительно редко крадут Audi.
Опираясь на статистику угонов от портала «Угона.нет» за прошлый год и статистику продаж новых машин за январь-май этого года от АЕБ, мы выяснили, какие модели из топ-25 рынка доставят своим владельцам наименьшее беспокойство, находясь без присмотра.
Открывают наш рейтинг с показателем 0,5 угнанных автомобиля на 1000 стоящих на учете Hyundai Creta (4-е место по продажам в России), Renault Sandero (15-е) и Nissan Qashqai (22-е).
«Полмашины» из тысячи крадут у «корейца», «француза» и «японца».
Чуть менее интересны преступникам седан Лада Гранта (1-е место по продажам), Volkswagen Polo (6-е), Лада Ларгус (7-е), Skoda Rapid (9-е), Renault Logan (10-е) и Mitsubishi Outlander (23-е). Тут стоит отметить, что по абсолютному количеству краж по итогам прошлого года Volkswagen Polo и Renault Logan вошли в невеселый топ-15. Их угнали 203 и 282 раза соответственно. Невысокий относительный рейтинг объясняется очень большим общим количеством этих автомобилей в российском парке.
Индекс 0,4 – сразу у шести автомобилей.
Обратите внимание. Хэтчбек Sandero у угонщиков востребованнее, нежели седан, в относительных величинах, но значительно меньше, если считать в абсолютных числах. А вот Qashqai безопаснее родственного Икс-Трейла, у которого рейтинг 0,6 и 15-е место по угонам за прошлый год (170 машин).
Рейтинг 0,3 из 25 самых продаваемых в России машин оказался только у лифтбека Лада Гранта. Схожая ситуация, кстати, и у до сих пор любимой у угонщиков Приоры: чаще всего «уезжают» седаны, реже — хэтчбеки, еще реже — универсалы.
Рейтинг 0,3 из самых востребованных моделей оказался только у Гранты-лифтбека.
Следом с показателем 0,2 угона на 1000 автомобилей расположились Лада Веста (2-е место по продажам), Лада 4х4 (14-е), Лада Иксрей (16-е) и Skoda Octavia (21-е). Со старушкой Нивой и традиционно малоугоняемой Шкодой все понятно. А вот свежие Веста и Иксрей вскоре, возможно, пойдут вверх в рейтинге. Вазовские новинки выпускаются 3-3,5 года, то есть подавляющее большинство остается под защитой заводской гарантии, а кредитные машины – еще и застрахованы по каско. Это означает, что спрос на бэушные запчасти только начал формироваться.
Машины с рейтингом 0,2 кражи на 1000 автомобилей.
Лучшим выбором с точки зрения наименьшего риска угона станут Volkswagen Tiguan (13-е место по продажам), Renault Kaptur (17-е) и Chevrolet Niva (24-е). Из 1000 зарегистрированных в стране машин этих моделей угоняют всего 0,1.
С Каптюром и «Шнивой» все понятно: они поколений пока не меняли. А вот сведения по Тигуану даны без разбивки по поколениям. Но в силу низкого рейтинга беспокойства это доставлять не должно.
Модели из топ-25 рынка с наименьшим риском угона.
Остальные машины из топ-25 проблемнее. В диапазоне от 0,6 до единицы риск угона лежит у Renault Duster (0,6), Toyota RAV4 (0,8), Hyundai Tucson (0,7) и Nissan X-Trail (0,6). Оставшихся членов топ-25 следует отнести к рисковой группе. У Kia Rio, Hyundai Solaris, Toyota Camry и Kia Optima показатели составляют 1,3; 1,7; 1,6 и 1,5 соответственно. Их владельцам стоит потратиться на дополнительную защиту, несмотря на тот факт, что выбор жертв у угонщиков огромен.
Очень показательное видео
Лучше я покромсаю всю проводку
Это уже незаконное проникновение
Да, угонщики убоятся «незаконного проникновения».
Именно. Съэкономленные на нормальный охранный комплекс денюжки отольются кровавыми слезами после угона ничем не защищенной машины
Тем, что незащищенные машины угоняются в течении минуты. И большого ума здесь не надо — воткнул ретранслятор и езжай. То есть такой способ угона доступен самым неквалифицированным угонщикам и школьникам первых классов.
Post automatically merged: 29-09-2020
купить чехольчик для ключа на али
Именно. В фольгу еще обернуть брелок.
Отключите открывание двери с бесключевым доступом, есть такая кодировка. Без физического нажатия кнопки открывания двери не отпирается автомобиль. Закрывание даже можно оставить.
Вот тут инструкция
Последнее редактирование: 29-09-2020
Беляш
по моему ключ засыпет раньше. Я когда отбегаю на пять минут от машины недалеко часто оставляю ключ в салоне в рюкзаке (он там похоронен, не достаётся) и по приходу, открыв дверь с сигналки авто не заводится с кнопки — пишет приложите иммо куда то куда написано в инструкции. Приходится в таком случае автозапуск с сигналки юзать.
Эта коробочка не просто лежит. Эта коробочка под панелью. И под панелью охранная сигнализация. Толку с этого ключа, если у вас всё заблокировано сигнализацией.
Ну достанете вы этот ключ разобрав панель и дальше!? Блокировки сигнализации этот ключ не снимет. И блок сигнализации можете достать. И дальше!? Вырвав блок сигнализации блокировки никуда не денутся.
Здесь уже надо выбирать — или оставить штатный иммо с ключом, который легко сканируется или транслируется удочкой; или поставить нормальную несканируемую систему похоронив ключ.
Вот когда реализуют беспроводной обходчик, тогда вообще никаких проблем.
боженьки. вы вообще понятия не имеете как и что там работает. почитайте хотяб примерное описание.
готов почитать «примерное описание».
«примерное описание» чего?
Вы написали, что коробочка (обходчик) — «просто лежит».
или у Вас она просто лежит!?
Дополню. Вероятно, Вы просто не сталкивались с угонами авто. У моих двух знакомых угнали авто лет 10 назад и до сих пор не нашли. Тоже всякие защиты были типа штатного иммо и самодельных секреток.
Вот поэтому я подхожу к защите машины серьезно.
Не так! Я всегда говорил достаточно штатной заводской сигнализации!
Надежней и дешевле.
Признаться, я Вам даже поначалу поверил, но действительность такова, что штатный иммо легко вскрывается и по безопасности и близко не лежит с обычной диалоговой сигнализацией.
Я даже завидую Вашему спокойствию после просмотра ролика с ретранслятором.
Лучше я покромсаю всю проводку, поставлю обходчик похоронив ключ в машине, но не допущу такой ошибки, как надежда на встроенный иммо и его якобы защиту.
В случае с обходчиком, его еще надо найти и снять блокировки противоугонной системы, что не так просто, а со штатным иммо любой неквалифицированный угонщик включит ретранслятор и уедет меньше чем за минуту.
Какая то каша в голове. Вы как дон кихот воюете с ветряными мельницами, которые сами тут и придумали. Вы пытаетесь опровергнуть утверждения. которые никто не говорил. Никто не отговаривает вас от постановки сигнализации. Речь тут о том, что обходчик с похоронным ключом катастрофически снижает защиту автомобиля. Что если на авто стоит и сигнализация и ключ у хозяина — то угонщику противостоит два забора, каждый из которых нужно сломать. Оставив иммо в обходчике вы фактически открываете калитку в одном из заборов — потому что достаточно его вытащить и заводская защита снята. Остаётся надежда только на сигналку.
И каждый кто ставит сигналку с обходчиком должен для себе решить вопрос — готов он ради удобства автозапуска принести в жертву защищённость автомобиля или нет.
Все верно. И надежды на сигналку гораздо больше, чем на штатный иммо.
Ибо защищённость машины с нештатной охранной системой, даже с ключом под панелью, гораздо выше.
Ваша штатная сигнализация кроме того, как орать при срабатывании датчика умеет, например подать сигнал на телефон или брелок?
Она имеет какие-либо блокировки?
Если нет, то проще поставить датчик объема и вывести его на штатный сигнал, ибо толку с такой штатной сигнализации нет — машина будет орать, но спокойно уедет.
Если я не прав, то поправьте меня.
почему это она уедет, если хозяин не будет разбрасывать иммо по салону?
Надежды на доп сигналку как раз таки гораздо меньше. К ней много вопросов как и кто её ставил. Для полногоу спкоения нужно ставить самому. 100 % надежды на любой (офф диллер ничем не отличается от любого другого установщика сигнализации) нет.
Потому что посмотрите ролик выше, как легко ретранслируется ключ.
Причем такой способ (с ретрансляцией) доступен самым тупым угонщикам.
А вскрыть нештатную охранную систему может только специалист.
Вот и решайте на какой способ больше надежды.
Почему это внештатная система надёжнее штатной? Есть какие нибудь нормальные доказательства угонов через ретрансляции, не непонятные видео в Ютубе а что то повесомее.
Таких видео вам любой школьник может пачками наснимать
останавливать авто от угона должны СОТРУДНИКИ ОХРАНЫ.
это не является функционалом СИГНАЛИЗАЦИИ. Зачем толочь по 10 разу.
Есть автосигнализация , есть многофункциональный противоугонный комплекс.
Каждый пляшет как он хочет.
Я считаю что противоугонный функционал должен быть реализован в виде человека с оружием, пришедшим на поступивший от сигнализации сигнал.
Кто-то считает что достаточно реле в какую-то цепь вогнать ( ну два реле ) и его авто сдвинется? Да пожалуйста. Но когда я прошу проявить фантазию и обьяснить что это будут за такие цепи, чтоб угонщик в жизни не догадался и не поправил, мне говорят что разберется и поправит.
Штатная система привязана «диалоговом кодом» к множеству блоков, все из которых менять много дольше и проблемнее, чем обойти тайное реле типового кулибина.
То что она куда-то там слабо уведомления шлет — ну так отключите сирену и поставьте вместо нее gsm-извещатель слейвом.
Вы некорректно рассматриваете штатную сигнализацию. Штатная сигнализация — это набор перефирийных устройств и датчиков с can-интерфейсом , установленным штатным образом в условиях завода-изготовителя. Те же датчики наклона/обьёма , поставленные прямыми руками в штатное место. Информацию с них можно обрабатывать и другим головным устройством.
Который в России не работает.
Я считаю что противоугонный функционал должен быть реализован в виде человека с оружием, пришедшим на поступивший от сигнализации сигнал.
И сейчас, конечно, в каждом дворе мегаполиса сидит по такому охраннику с ружом?
Или вы лично выйдете с автоматом истреблять злодеев-угонщиков?
А срок отбывать за превышение пределов самообороны тоже готовы?
RIK
Всю ветку прочитал, но так и не понял — какую сигнализацию ставить на Карок. Мне автозапуск не нужен от слова совсем. Исходя из предыдущего опыта, достаточно самой не замысловатой сигнализации с датчиком удара и блокировкой нескольких цепей, типа бензонасоса и т.п., ну и возможностью получать информацию на пейджер (не на телефон), если в зоне видимости. Предыдущая СтарЛайн Е52 вполне меня устраивала. Управление было со штатного брелока автомобиля.
Kardan
да боятся , потому что это другая статья УК , более тяжкая.
вот только к большому сожалению, по нашему УК проникновение не в жилище, а на любую частную территорию не являющуюся зданием не является преступлением.
и привлечь человека, залезшего к вам на частный земельный участок через забор ,если но не успел сделать ничего плохого совсем абсолютно не за что.
Post automatically merged: 09-10-2020
а не будем мне срока — камеры кругом, все видно как происходило
сидит в каждом ОВД. платишь денежку малую и они метнутся на зов твоей сигналки по заранее составленному плану проезда. ОВО называется. рублей 400-800 в месяц.
Прогноз «За рулем»
Премиальные автомобили будут угоняться в том же количестве, как сейчас. А вот представители В‑класса и все «корейцы» становятся заметно популярнее среди угонщиков. Хотя есть и приятные исключения. Например, давно ставшая массовой Лада Веста привлекла всего 51 угонщика. Странно, правда?
Защита от угона
Автосигнализации, противоугонные системы
Выбор сигнализации на Карок
Продемонстрирована техника удалённого клонирования электронного ключа Tesla Model X
Защита Шкода Карок БЕЗ установки сторонней сигнализации
Деактивация открытия системы бесключевого доступа Kessy в Шкода Карок
Чехол-блокиратор сигнала Kessy
Войдите или зарегистрируйтесь для ответа.
Ваш двигатель Škoda Karoq?
Угон (или похищение) автомобиля – событие неприятное, поэтому иногда лучше перестраховаться заранее. Есть несколько базовых правил защиты автомобиля от злоумышленников – установить охранную систему, на ночь оставлять авто на охраняемых парковках или в гараже, не оставлять в машине ценное имущество, не доверять авто посторонним лицам, оформить полис Каско, а на СТО не оставлять ключи сотрудникам.
Но можно ли снизить риск угона, просто выбрав ту или иную модель автомобиля?
Если верить данным АльфаСтрахования, то похитители угоняют авто на заказ (это дорогие иномарки) или для разбора на запчасти (модели массового сегмента). Все, что не попадает в эти категории, угоняется редко. Например, по данным за 2019 год, реже всего в России угоняли:
Также в списке – Audi Q5, BMW X3, Lada Kalina, Chevrolet Niva и Renault Kaptur.
Эксперты полагают, что интерес угонщиков к Lada Vesta и Lada Granta начинает формироваться уже сейчас – в первые годы большинство новых авто были в кредите и застрахованы, поэтому их ремонтировали преимущественно дилеры новыми запчастями. Сейчас владельцы постепенно отказываются от дилерского сервиса, и спрос на б/у-запчасти будет расти – а с ним и риск лишиться своего отечественного автомобиля.
Вообще же автомобилем с самым низким риском угона будет:
Но это не означает, что купленный Kia Rio тут же непременно угонят – хоть такие случаи и бывают, в процентном отношении к числу проданных машин это совсем небольшая доля на уровне статистической погрешности. А значит, риск угона скорее связан с отсутствием противоугонной системы и тем, что владелец оставляет авто на неохраняемой парковке.
Где угоняют
Почти половина всех прошлогодних угонов зарегистрирована в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На столичный регион пришлось 23,9%, на Питер и его окрестности – 21,7%. Немудрено: тут самый большой и самый богатый автопарк.
Что интересно: сравнительно невелики показатели Самарской области (1,9%) и Приморского края (1,7%). Обилие Лад и «правильных рулей» больше не привлекает преступный элемент? При этом Приморье замыкает топ‑10 регионов по доле угонов. В остальных она еще меньше.
Для Москвы как самого криминогенного по автомобильным кражам региона есть любопытная раскладка по округам. Наибольшие шансы лишиться машины у жителей юго-востока и юга столицы. На них приходится 13,6% и 12,2% угонов в мегаполисе соответственно. Ненамного отстал от них Восточный округ с 11,4%. Парк в них не самый богатый в столице, зато по стоимости жилья районы из числа самых доступных в пределах МКАД. На последний фактор, среди прочего, влияет и криминогенная ситуация.
Много воруют на юго-западе (11,9%) и западе (10,7%) Москвы. Тут ситуация обратная: районы престижные, что отражается на автопарке. А вот в ЦАО, где тоже хватает премиума, происходит всего 3,6% преступлений. Обилие камер и отдаленность от границ мегаполиса осложняет жизнь угонщикам.
Какие машины угоняют чаще всего?
Итак, угон – не самое частое происшествие, но для автовладельца всегда неприятное. И так как достаточно часто угоняются более-менее новые автомобили (купленные в кредит и застрахованные по Каско), разбираться с ситуацией приходится стразовым компаниям. Именно они чаще всего публикуют рейтинги наиболее угоняемых моделей автомобилей в России.
Вот какие модели называют самыми угоняемыми две страховые компании и МВД России:
Таким образом, в фокусе у угонщиков несколько основных моделей – по всем рейтингам чаще всего угоняют Hyundai Solaris и Tucson, Kia Rio и Sorento, Toyota Camry и RAV4.
Как рассказали представители компании «Ренессанс страхование», из числа лидеров ушли дорогие внедорожники и машины представительского класса – похитители взялись за массовый сегмент. В компании полагают, что такие машины чаще разбирают на запчасти – особенно недавно попавшие в рейтинг Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и Qashqai. Из-за роста цен на комплектующие резко выросли цены на запчасти, поэтому теперь угонщики (точнее, в данном случае – похитители) вышли в новый для себя сегмент.
Что касается общего снижения числа угонов, это в компании связывают с закрытыми границами – угонщикам стало негде сбывать украденные авто. А еще помогла работа полиции, там всерьез взялись за самый сложный регион – Санкт-Петербург.
Ситуация может отличаться по регионам: например, в Москве неожиданно стали чаще угонять бюджетные модели вроде Lada Largus, Renault Logan и Sandero, хотя интересует угонщиков и Toyota Land Cruiser Prado. Кроме прочего, угонщики в Москве проявляют интерес к более дорогим моделям вроде Mercedes-Benz GL/GLS, Audi A6, Porsche Macan и Mazda CX-5.
Есть статистика даже по цветам угоняемых авто – каждый седьмой автомобиль был белым, на втором месте – серый, на третьем – черный.
Угонный рейтинг
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала меньше на 7,5%. Идущий вторым Kia Rio, напротив, прибавил аж 19%. В абсолютных показателях они почти сравнялись: 1171 и 1161 машина соответственно. Учитывая, что не первый год Rio продается лучше Соляриса, в 2020‑м он, вероятно, станет лидером. К огорчению владельцев. Третья – вечно популярная Toyota Camry, которую стали угонять на 12% больше. Четвертым стал ВАЗ‑2107 (777 машин и рост на 2%), пятым – ВАЗ‑2106 (587 машин и снижение на 12%).
Заметно меньше стал интересовать преступников Ford Focus – на 22%, произошло снижение количества угонов с 463 до 362 машин. Он даже пропустил вперед ВАЗ‑2114, который стал уезжать от владельцев на 1% чаще (410 машин против 404 год назад). Рубеж в 300 угонов за год преодолели также «десятка» (360 машин, –2,5%), «девятка» (330, –15%) и Toyota RAV4 (345, +9%).
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала падать.
Топ‑10 угонного рейтинга наглядно показывает, что Лады и Тойоты – вечные ценности для российских преступников. Впрочем, Toyota, зная о проблеме, активно работает над ее устранением. Последняя новинка — точечная противоугонная маркировка деталей Тойот и Лексусов.
А вот «корейцы» и Ford Focus двигаются в прямой зависимости от своих рыночных успехов. Этому есть подтверждения и на примере других моделей. Так, кражи кроссоверов Hyundai Creta увеличились на 142%, седанов Kia Optima – на 126%, а хэтча Kia Soul – на 263%. Правда, абсолютные результаты последнего невелики: угнано всего 58 машин.
От чего зависит риск угона?
Как многие уже поняли, список самых угоняемых автомобилей в России чем-то напоминает список самых продаваемых авто – точнее, часть этого списка.
В Ассоциации европейского бизнеса подготовили такой список самых продаваемых автомобилей за 2021 год:
Сопоставив со списком самых угоняемых авто, получится, что самые продаваемые в России Lada Vesta и Lada Granta не входят в их число, равно как и Lada Niva, Skoda Rapid или Renault Duster. При этом достаточно популярные Hyundai Creta и Solaris, и Kia Rio – в списке.
Что интересно, модели АвтоВАЗа угоняют – но, как ни странно, еще в 2019 году в списке самых популярных у угонщиков были модели ВАЗ-2106 и ВАЗ-2112. Более современные модели угоняют значительно реже – например, в 2016 году Lada Vesta угнали всего 4 раза (но выпускалась модель всего с 2015 года).
А если посмотреть на количество автомобилей на российских дорогах по моделям, все станет еще понятнее: в России больше всего Kia Rio (752 тысячи по данным на 2019 год) и Hyundai Solaris (почти 740 тысяч). В десятке лидеров также – Toyota Camry (их 425 тысяч штук на дорогах). То есть, статистика по угонам в целом коррелирует со статистикой по количеству машин определенной модели в стране – чем больше этой модели выпускалось, тем больше ее угоняют.
Самые же популярные Lada Vesta и Lada Granta пока выпускаются не так долго, чтобы серьезно изменить статистику владения и угонов. Что же касается цвета авто, то самый популярный у угонщиков белый цвет – самый популярный и у автодилеров, белых автомобилей продается почти четверть.
Резюмируя: хоть в России и угоняют сотни Hyundai, Kia и Toyota, риск стать жертвой угона у их владельцев примерно такой же, как и у остальных – все дело в том, что таких машин банально больше. А исключительно часто угоняемых моделей машин в России нет – все в рамках статистики.
Угонов стало меньше, и почти все раскрывают
По данным МВД, в 2021 году в России стали угонять меньше автомобилей – причем такая тенденция сохраняется уже второй год. Официально в стране год было угнано 1877 автомобилей, причем это на 13,5% меньше статистики угонов прошлого года. А в 2020-м было угнано 2170 автомобилей – и это на 11,8% меньше, чем годом ранее.
Выходит, в России год от года угоняют все меньше автомобилей. И если в 2020-м это связывали с пандемией и локдауном, то причины снижения числа угонов в 2021 году пока только предстоит понять.
Но для начала стоит разобраться, что такое угон и чем он отличается от хищения автомобиля:
То есть, угон – понятие более «временное» (и автомобиль еще можно как-то найти и вернуть владельцу), тогда как похищенный автомобиль, скорее всего, уже разобрали на запчасти.
Естественно, отличается и ответственность за угон и кражу. Причем ситуация достаточно необычная: наказание за угон может быть в целом строже, чем за кражу. Например, за угон любого автомобиля может быть назначено лишение свободы сроком до 5 лет (а в группе – до 7 лет). Если угнанный автомобиль дорогой – то угонщик рискует получить 10 лет тюрьмы. А в случае с хищением все зависит от стоимости похищенного – если это более миллиона рублей, вор получит те же 10 лет, но если сумма ущерба не превысит 250 тысяч рублей, можно вообще избежать ответственности (возместив вред потерпевшему и примирившись с ним).
Поэтому 1877 автомобилей, угнанных в России в 2021 году – это только те случаи, когда угонщик не собирался распоряжаться автомобилем. Соответственно, если прибавить сюда случаи, когда автомобиль похищают организованные группировки и тут же разбирают их на запчасти или перебивают номера, цифры будут другими.
Отсюда и высокий процент раскрываемости таких дел – полиция в 2021 году раскрыла 95,7% угонов, в 2020-м тоже было около 95%. Но стоит понимать, что раскрыть угон, если это подростки вскрыли авто, чтобы проехать пару кварталов – это совсем не то же, что спасти украденную и тут же вывезенную в другой регион на разбор иномарку.
Чаще всего из регионов автомобили угоняют в Москве и области, в Чечне, Курской, Иркутской и Воронежской областях – там средний уровень угонов составляет 0,08% (то есть, там угоняется 8 автомобилей в год на каждые 10 тысяч машин. В регионах, где угонов меньше всего, это не более 3 авто на 10 тысяч.
Минус на плюс
У некогда лидировавших в рейтинге автомобилей Мазда снижается популярность «трешки» (–20%), «шестерки» (–25%) и даже паркетника СХ‑5 (–31%). Тем, кто прежде боялся покупать эти модели, стоит пересмотреть свои взгляды.
В премиальном сегменте должны волноваться владельцы Рейндж Роверов. Их всегда угоняли достаточно много, однако за 2019‑й кроссовер Evoque прибавил 118%, а Sport – 59%. Но, как и в случае с Соулом, их результаты не превышают 50–60 автомобилей в год.
В процентном выражении рекордную динамику показывает седан Jaguar XE (с учетом того, что их в России продали всего 1385 штук) – с одной угнанной машины в 2018 году до десяти в 2019‑м.