Вождь «Быстрая птица». Тест-драйв Skoda Rapid | Об автомобилях | Авто | Аргументы и Факты

1,4 tsi – классика от vag

122-х сильный турбированный двигатель 1,4 TSI с индексом EA211, является одним из лучших моторов Volkswagen в плане экономичности и эффективности и с этим трудно не согласиться. Но нас в обзоре б/у Rapid интересует именно надежность.

В целом, более сложный агрегат с турбонаддувом оказался не вреднее своих оппонентов по подкапотной начинке Skoda Rapid. У первых версий мотора из-за дефектного натяжителя преждевременно растягивалась цепь ГРМ и возникали «перескоки» с разрушением поршней и колец, загибом клапанов, поломкой муфт изменения фаз.

Не редкостью были неисправности, связанные с работой помпы и системы непосредственного впрыска. В общем, экономия и эффективность порой выливались некоторым (не всем, конечно) владельцам в тысячи долларов ремонта, попутно неслабо подмочив репутацию концерну  VAG.

Как и все бензиновые турбоагрегаты с прямым впрыском, 1,4 TSI требует особого подхода к обслуживанию. Срок между заменой расходников лучше сократить вдвое от указанного производителем, и тогда турбина способна будет прожить солидные 150 ткм.

В модернизированном 1,4 TSI (125 л.с.), который теперь ставят на Rapid, уже алюминиевый блок цилиндров, гильзованный «чугуниной». На смену цепи пришел ремень, который спокойно, без происшествий выхаживает 60-90 тысяч. Течи помпы на ранних пробегах по-прежнему встречаются.

Как и полагается бензиновым турбоагрегатам, масло 1,4 TSI «кушает», но относительно немного –– примерно 400 граммов от замены до замены. Глядя на отличные тяговые способности и умеренные аппетиты, выбор в пользу 1,4 становится очевиден. Правда, если учитывать, что этот силовой агрегат в совокупности с околоТОПовой комплектацией обойдется Вам в районе 800 тыс. рублей, желающих побаловаться себя «турбинкой», найдётся не так уж и много.

1,6 mpi – родные «стукачи» и «масложоры»

Те самые 4-х цилиндровые 8-ми клапанные двигатели 1.6 MPI на 90 и 105 лошадок (CFNB, CFNA), набившие оскомину уже многим, устанавливаются и на Skoda Rapid, но теперь выпускаются в Калуге. Конструктивно оба агрегата абсолютно идентичны, а количество лошадей определяется лишь прошивкой в ЭБУ. Банальный чип-тюнинг волшебным образом превращает CFNB в CFNA.

Первое, что заметили пользователи Рапида, так это то, что производитель немного «налукавил» про аппетиты авто и, оказывается, даже на МКПП по трассе уложиться в заявленные 4.9 л/100км невозможно. Максимум, чего удается добиться – 7 л/100км за городом и 9.5 л/100км в городе.

Однако, расход топлива – не самое страшное. Больше всего владельцы Skoda Rapid боятся особенности CFNA, которая проявляет себя ещё в гарантийный период. Тот самый стук поршней, надоевший однажды хозяевам VW Polo Sedan. Тем, кто вовремя заметил странные звуки при прогреве, поршни меняли по гарантии, остальные считали это нормальным и порой проезжали по 300 ткм без доливок масла и потери тяги.

2MPI – Зачем?

3-х цилиндровый 12-ти клапанный двигатель 1,2 MPI (CGPC), доставшийся Рапиду от Фабии поначалу вызывал восторженные возгласы у владельцев. Ну конечно, ведь расход от 4.5 литров  по трассе при нынешних ценах на 95-й приятно греет карман.

Но 75 лошадок при 1200 кг веса автомобиля с водителем хрупкого телосложения за рулем – это как приехать на дачу одновременно с соседом, не упускающим из рук свою «копейку», даже при условии, что Вы ехали наперегонки.  Если в салон, кроме драйвера сядет еще 3 пассажира, заполнив багажник кабачками, тогда заявленный разгон до 100 за 14 секунд становится не более, чем красочной сказкой.

Неспособность должным образом унести возложенное, для мотора 1,2 MPI неблагоприятно сказалось и на ресурсе. Поршневая без капитального ремонта держится около 250 ткм. Но это еще не все. «Вечность» цепи привода ГРМ также оказалось недолгой. После 100 тысяч пробега нередки случаи проскакивания цепи со всеми вытекающими отсюда последствиями (загнутые клапана, раскрошенные поршни, разбитая ГБЦ).

Автоматы не впечатляют…

Нужно хорошо подумать, прежде чем решиться на покупку весьма бюджетного Rapid в комплектации Style с 1,6 MPI на АКПП стоимостью почти миллион рублей. За такую сумму от 6-ти ступенчатого автомата ждешь если не чудес, то, по крайней мере, плавной работы.

Так и есть, но до тех пор, пока автомобиль новый. Пакет фрикционов изнашивается достаточно быстро, после 100 тысяч км плавность переключений постепенно сходит на нет, особенно у любителей побыстрее набрать скорость. Поэтому относиться к АКПП стоит бережно, почти как к «роботу» или вариатору. Будет совсем хорошо, если возьмете за правило каждые 50-60 ткм менять в коробке масло.

Роботизированная трансмиссия тоже пополнила линейку агрегатов и, ожидаемо, стыкуется она только с турбомотором. Прежде, чем Rapid получил «робот» DSG, сама коробка и его блок управления были неоднократно модернизированы. Один лишь узел сцепления улучшили уже 7 раз.

Сцеплений «робота» теперь должно хватать примерно на 100 тысяч даже с условием, что относиться к РКПП вы будете, как к обычному «автомату», то есть не жалеть. С мехатроником проблемы остались, и по сей день он может преподнести сюрпризы без каких-либо предупреждений со своей стороны.

Раз и приехали. Что сохраняет за DSG статус «опасного» при покупке подержанного авто. Дилеры до сих пор меняют мехатроник по гарантии, как забракованный узел. В случае преждевременного износа подшипников вилок 6-й и задней передачи коробку на болты и пружинки не раскидывают – просто заказывают DSG в сборе.

Ну, еще одной неприятной новостью для владельцев Skoda с «роботом» стал мартовский отзыв 43 тыс. машин из России, проданных с 12-го по 16-й годы в связи с необходимостью обновления прошивки.

К механической коробке передач у владельцев Skoda Rapid претензий нет и не ожидается. Всё, что хоть чуть-чуть беспокоило владельцев, так это гул в КПП в зимнее время года, пока масло в коробке прогревается. Как известно, это слабое место досталось Рапиду еще от Фабии, посторонним шумом себя обозначает подшипник 1-го вала, на который жалуются уже не один год.

Вода, сколы

После первых 30 ткм можно проверять Rapid на наличие сколов. По традиции VAG, стойкостью ЛКП их детища по сей день не отличаются. Что радует, так это отсутствие коррозии даже на оголенном металле, а это уже огромный плюс.

При первых «бульканьях» после дождя в задней части салона, не спешите осматривать нишу под запаску, это вам не VW Polo. Вода здесь скапливается в другом месте – в задних дверях. Причем накопиться её может столько, что «слезы дождя» начнут выливаться на коврик. Виновники – дренажные отверстия, которые стоит иногда прочищать от грязи:

Тем, кто много ездит по трассе, не лишним будет доработать решетку радиатора мелкоячеистой сеткой, иначе насекомые и камни почти беспрепятственно бомбардируют соты конденсатора кондиционера, от чего тот значительно теряет в эффективности.

Вождь «быстрая птица». тест-драйв skoda rapid

Skoda Rapid стал для чешской марки очень важным автомобилем, так как заложил новые принципы. Весь мир увидел новую концепцию марки в виде прототипа VisionD на Женевском автосалоне 2020 года. Через полгода во Франкфурте показали уже более приближенный к серийному образцу MissionL. Через год европейцы уже могли купить новый автомобиль, а в 2020 начались продажи в Китае и Казахстане.

Российский рынок увидел Skoda Rapid только сейчас, то есть отстал от Европы на два года. А всё потому, что шкодовцы хотели сделать автомобиль как можно доступнее и потратили время на налаживание производства в Калуге. Из-за такого «опоздания» Rapid сейчас воспринимается как типичный автомобиль Skoda, поскольку его новаторские решения распространились на «старших братьев», которые продаются у нас уже несколько месяцев. Вот, например, монохромная «птица» логотипа «перелетела» на все новые модели. Та же история с оформлением багажника: грани чешского хрусталя мы увидели раньше на Octavia, хотя первым носителем был Rapid. Он также первым воплотил новое требование к дизайну модель должна оставаться привлекательной и через 35 лет после её продажи первым владельцам. А ключевые слова, определяющие внешний вид автомобиля  «понятность», «точность», «свежесть» и «эмоциональность» стали применяться ко всему модельному ряду Skoda. Впрочем, они характеризуют не только дизайн, но и весь автомобиль в целом.

«Понятность» действительно лучшее слово, которым можно описать экстерьер Skoda Rapid. Простой, чистый, лёгкий силуэт, не утяжелённый излишним количеством сложных штампов. При этом он не кажется безликим, хотя, на мой взгляд, скучноват. Модные скульптурные переливы очень точно демонстрируют время создания автомобиля и через несколько лет будут показывать его возраст, как перебор косметики у потускневшей красавицы. Rapid же останется классикой, по которой, как по современному мужчине, трудно определить возраст на взгляд.

Skoda Rapid .Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Поскольку Rapid относится к бюджетным автомобилям, то по внутреннему убранству он уступает той же Octavia. Но это не значит, что пластик жёсткий и громкий, а оборудования не хватает. Понятие «точность» как раз применимо к салону лифтбэка. Пластик разной фактуры, от глянца до имитации кожи, тонкие хромированные ободки, строгая вставка под алюминий подогнаны плотно и очень усидчиво. Салон «оживает» только при движении по грунтовке и начинает поскрипывать, как седло при неспешной рыси.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Особая гордость чехов  свобода пространства. Недаром Rapid создавался с учётом запросов развивающихся стран, в которых при компактных внешних размерах ценят большой багажник и комфорт второго ряда сидений. Спереди сидеть достаточно удобно: на своих местах находятся широкие ручки-подлокотник, сиденья плотные и с выраженной боковой поддержкой, рулевая колонка регулируется по вылету и по высоте в большом диапазоне. Сами кресла можно настроить с помощью механических рычагов, но шаг у них таков, что я не смогла подобрать оптимальное положение, и после многочасовой пробки спина высказывала своё недовольство посадкой. Второй ряд сидений имеет глубокий диван со спокойным рельефом, а вокруг пассажиров много места для ног и над головой, хотя трём крупным людям будет тесно в плечах. Объём багажника действительно большой: 530 л и 1470 при сложенных спинках второго ряда. Но ровного пола не получается, поскольку сиденья дивана не откидываются.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Оборудование автомобиля очень сильно зависит от его комплектации. Но вне зависимости от стоимости в Rapid чувствуется некоторая аскетичность: сиденья отделаны тканью, у фар нет автоматического режима, в козырьке пассажира зеркало без подсветки. Тестовая версия Elegance обладала и мультирулём (на нём расположены кнопки управления бортовым компьютером, аудио и телефоном), и климатической системой (35-градусная жара за окном вообще не чувствовалась), и навигационной системой Amundsen (небольшой сенсорный монитор, алгоритм работы простой и понятный) и охлаждаемым бардачком с подсветкой, и другими полезными вещами.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Но больше всего у Rapid тех самых «свежих» фишек, часть которых «переползла» на другие модели. Например, такое оригинальное решение, как скребок для снега под крышкой лючка бензобака, его же можно использовать и как линзу. Или контейнер для мелкого мусора, который вставляется в карман двери. Ещё один  с накладкой в виде держателя мобильного телефона можно пристроить в любой подстаканник. Естественно, в багажнике имеются крючки для крепления сеток, сами сетки и ёмкости для хранения под фальшполом. Есть ещё двусторонний коврик для багажного отделения (с одной стороны ворс, с другой резина), но на тестовой версии он не входил в комплектацию. А самым оригинальным, на мой взгляд, решением стало использование противотуманок в качестве подсветки при поворотах. Реализовано оно очень просто: фара загорается на скорости до 40 км/ч при повороте руля или включённом поворотнике, если выбран режим дальнего света. Изящно и эффективно!

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Слово «rapid» переводится как «быстрый» и имеет несколько сходных значений в зависимости от словосочетаний, в которых оно употребляется. Одно из них «учащённый» (пульс). Действительно, со 122-сильным мотором с турбонаддувом и 7-ступенчатым «роботом» DSG автомобиль, вес которого составляет всего 1320 кг, заставляет сердце чаще биться. Это, конечно, не британский «тёзка» 477-сильный Aston Martin Rapide (здесь взят французский вариант написания), но разгон Skoda до 100 км/ч занимает всего 9,5 секунд. Цифра не самая эффектная, гораздо ярче собственные ощущения, когда вдавливаешь педаль газа в пол. Звук двигателя с размеренного баритона переходит на тенор, а всех находящихся в машине инерция приятно вдавливает в кресла. И это в обычном режиме «D». Есть ещё режим «S», при котором двигатель долго держит обороты в районе 5000, а педали становятся ещё острее. Но заметного изменения в динамике в «спорте» я не ощутила, а скорее услышала по ещё более насыщенному звуку турбины и заметила по возросшему расходу бензина (с 913 л на 100 км он поднялся до 17).

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова
Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Оказавшись на дороге, сразу вспоминаешь о понятии «эмоциональность». Педали Rapid настроены настолько чувствительно, что поначалу воспринимаешь его как сангвиника. Автомобиль лёгкий на разгон и торможение, но при этом не обидчивый. Почти такой же руль, с электромеханическим усилителем, становится тяжелее с набором скорости. Привыкнуть к характеру органов управления со временем можно. И когда над дозировкой усилий уже не думаешь, приходит настоящий драйв. Главное вовремя замечать канализационные люки и колдобины на дороге. Специальный российский вариант усиленной подвески для плохих дорог жестковат, но зато прощает небольшие огрехи дорожного полотна. С большими нужно уже быть аккуратнее, хотя электронная система курсовой устойчивости (ESC), скорее всего, откорректирует ошибки водителя и асфальтоукладчиков. И если говорить об электронных системах автомобиля, то нужно упомянуть HHC (Hill Hold Control) помощника, который сам определяет угол наклона автомобиля и несколько мгновений удерживает тормоза, не давая машине откатиться назад, пока идёт смена педалей.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Одно из главных достоинств Skoda Rapid стоимость автомобиля. Самый доступный вариант стоит 479 000 рублей. Он оснащается двигателем 1,2 MPI 5МКПП и практически пустой, но уже имеет такое важное и полезное оборудование, как ABS, подушка безопасности водителя, центральный замок и иммобилайзер, передние электростеклоподъемники, обогреваемые форсунки омывателя лобового стекла, радиоподготовка и четыре динамика. Выглядит эта версия скромнее из-за чёрных наружных зеркал и меньшего количества хрома внутри, зато имеет антигравийную защиту кузова. Всего же компания предлагает 10 различных комплектаций, которые могут дополняться отдельными аксессуарами и их пакетами. Радует то, что выбор предлагается из трёх двигателей и коробок (помимо базовой версии 1,2 и «топа» 1,4 TSI есть промежуточный мотор 1,6 л мощностью 105 л.с.). Тестовая версия стоит откровенно дорого 812 000 рублей и имеет много опций, от которых можно спокойно отказаться. Например, от спортивных сидений и хром-пакета (14 000 руб.), круиз-контроля (7000 руб.) и ксеноновых фар (23 900 руб.). Конечно, с ними автомобиль выглядит эффектней, а пользоваться им удобнее. Но цена возрастает настолько, что можно было бы и задуматься о той же самой Octavia, базовая версия которой стоит от 624 000 рублей, или Wolkswagen Jetta от 616 000 рублей.

А ещё можно посмотреть на конкурентов. Nissan Almera (от 459 000 руб.) и Chevrolet Cobalt (от 483 000 руб.) более утилитарны, Hyundai Solaris (от 467 900 руб.), Kia Rio (от 484 900 руб.) и Volkswagen Polo седан (от 473 900 руб.) уже знакомы, Citroen C-Elysee (от 489 900 руб.) и Peugeot 301 (446 900 руб.) простоваты по оснащению, но сравнимы по дизайну.

В общем, Skoda Rapid придётся побиться за место на рынке и доказать, что он может быть вождём небольшого чешского племени. Качество, гарантируемое концерном, и новизна играют ему на пользу. Но главным оружием Rapid должно стать личное знакомство. Уж очень «своим» становится автомобиль даже после непродолжительного общения. А «простые умности» добавляют ему шарма.

Skoda Rapid. Фото: АиФ / Ирина Зверкова

Габариты (длина / ширина / высота), мм:

4483 / 1706 / 1461

Колёсная база, мм

2602

Снаряжённая масса, кг

1230

Объём багажника, л

530 /1470

Тип кузова

лифтбэк

Количество дверей / посадочных мест

5 / 5

Двигатель, тип:

 4-цилиндровый, с турбонаддувом

Рабочий объём, см³

1390

Максимальная мощность, л. с.@об./мин.

122 @ 5000

Макс. крутящий момент, Нм@об./мин.

200 @ 1500–4000

Трансмиссия

 7 DSG

Тип привода 

передний

Передняя подвеска

независимая, типа McPherson

Задняя подвеска

торсионная балка

Разгон до 100 км/ч, с

9,5

Макс. скорость, км/ч

206

Расход топлива (смешанный), л/100 км

5,8

Оставить
комментарий (1)

Есть один нюанс

Главная достопримечательность Рапида — по-прежнему багажник ёмкостью 530 литров. Ох, чего только мы в нём не перевозили: электроплиту, велосипед, стиральную машину — всё это не складывая сидений. В этом смысле в Рапиде ничего не изменилось: громадный проём, удобные крючки для сумок на боковинах и простецкий пол багажника, вырезанный из тоненького оргалита.

Конкуренты skoda rapid

Чешская новинка обойдется Вам дороже не только подавляющего большинства конкурентов, но даже коллег по платформе, в лице Polo Sedan, не говоря уже о Hyundai Solaris и Kia Rio. Да, здесь базе Вы имеете огромный багажник, одну подушку безопасности и передние стеклоподъемники – за все остальное придется доплачивать, и при этом немало.

Недостатки мягкой подвески

В целом простой передний McPherson, как и других авто этого класса, радует надежностью и дешевизной деталей. Единственное, что напрягает нервы владельцев – масляное отпотевание еще свежих амортизаторов, которое дилерские сервисмены называют особенностью конструкции.

Стойки стабилизаторов, шаровые и задние сайлентблоки передних рычагов сдаются чуть раньше. Что примечательно и одновременно неприятно, резинки задней балки тоже зачастую отправляются на помойку к 100 ткм, причем не столько из-за износа, сколько из-за жалоб на валкость авто в поворотах. Подвеска Rapid и без того с уклоном на комфорт.

Мягкотелые тормозные диски тоже износостойкостью не отличились. Примерно к 50 тысячам их, скорее всего, придется поменять на новые, и лучше, если Вы выберете более качественный аналог.

Одно лечишь, другое – калечишь

В 2020-м для Skoda Rapid появился новый агрегат CWV (CWVB — 90 л.с.и CWVФ — 110 л.с.), а точнее почти полностью переработанный CFN с фазорегулятором на впуске и развернутой на 180⁰ ГБЦ. Злосчастные поршни, конечно, тоже доработали, и стук пропал, но одна проблема ушла, другая – появилась, а именно хронический масложор, который на сегодняшний день уже успел стать известным, особенно по модели Skoda Octavia.

При пробеге около 100 тысяч км, а то и раньше, многие владельцы отмечают солидное потребление масла. Обращения к официалам установили, что в самой конструкции двигателя заложен аппетит порядка 400 грамм на 1000 километров. Отфутболенные кулибины в попытках разобраться с ситуацией, взялись за разбор агрегата и установили, что в масложоре виновата не столько конструкция, сколько «кудрявая» сборка.

Стоит ли говорить, что к уровню масла в двигателе 1.6 CWV рапидоводам нужно быть очень внимательными. Более того, каждые 50 ткм рекомендуется проводить раскоксовку камеры сгорания, так как сгоревшая смазка откладывается твердым слоем на поршнях и не только, повышая способность мотора к детонации, которая, как мы знаем, искуснее всего «убивает» двигатель.

Общей проблемой двигателей 1.6 на Рапиде является стук левой подушки двигателя при проезде неровностей. Дилеры прекрасно об этом осведомлены и беспрекословно меняют подушку по гарантии.

Опасный обгон

Салон Skoda Rapid нравится почти всем, здесь все по VAGовски строго, выверено и лаконично, но и здесь, как водится, не обошлось без недостатков.

Самой частой претензией рапидоводов оказался отказ электронной педали акселератора. О том, что это произошло, владелец узнает моментально – мотор не реагирует на нажатие и при этом загорается ошибка Check Engine. Лечится то это все просто и зачастую по гарантии, главное, чтобы недуг не хватил Rapid во время ответственного обгона длинномера на трассе. На счастье, таких случаев не зафиксировано.

Благодаря посредственной шумоизоляции и оглушающему гулу штатных покрышек Кама-Евро, многие владельцы решаются на дополнительную проклейку. Не менее востребован тотальный «антискрип» центральной консоли.

Стоит ли покупать подержанный rapid?

Однозначно скажу, что обходить стороной подержанный Skoda Rapid не нужно, однако чтобы некоторые ситуации не были непредвиденными, разобраться с особенностями обслуживания агрегатов все же стоит.

Например, покупать подержанный Rapid с 1.4 и DSG в хорошем состоянии можно без опаски только при уверенности в оригинальности небольшого пробега, либо закладывать в статью затрат на обслуживание гораздо большие суммы, чем, к примеру, при выборе варианта с 1.6 и МКПП.

Совсем опасно брать авто с малообъемным малоресурсным 1.2. Самым оптимальным выбором для подержанной машины будет мотор 1.6, состыкованный хоть с механикой, хоть с автоматом. Обойдется такой авто не дешево. Да, он не устанет постоянно огорчать расходом бензина, а в случае с CWVA еще и масла, но он будет делать это дольше, чем остальные агрегаты.

Типичное состояние skoda rapid с пробегом 100 000 км

На практике подбора подержанных авто хорошо видно, что к первой «сотне» Rapid подходит еще довольно свежим. Как говорится, цветет и пахнет. Однако, затраты по ходовой части с таким пробегом обеспечены. Также на рынке очень много экземпляров со стучащим мотором CFNA.

Салон тоже обычно выглядит относительно свежим. Правда, почти у всех проверенных перед покупкой вариантов передние сиденья были покрыты пятнами, с которыми уже трудно что-то сделать. Маркий салон лучше покрывать чехлами сразу.

Битых экземпляров среди машин «семейного» направления в принципе немного, а Skoda Rapid со своими не самыми динамичными моторами совсем редко попадает в ДТП. В основном это жизненные повреждения в виде царапин. Если что, данные о количестве срабатываний подушек безопасности прописываются в ЭБУ SRS и сохраняются после сброса Crash-даты:

Узнать точный настоящий пробега турбированного Rapid проблемой не будет. Километраж здесь дублируется в блоке управления двигателям и прописывается в метрах:

У машин с атмосферным 1.6 прямых записей пробега нет, и выводить продавца на чистую воду придется косвенными путями.

Оставьте комментарий

Войти