Skoda Octavia первого поколения — завидный долгожитель. Появившийся в 1996 году лифтбек снискал большую популярность в разных странах мира, так как был создан на платформе Volkswagen Golf IV и имел доступную стоимость. В 2004-м с появлением Octavia второго поколения автомобиль не был снят с производства, а получил приставку Tour и выпускался вплоть до 2021 года…

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Скучный, но безупречный

Разве это не белорусская мечта — купить относительно свежий практичный автомобиль, который конструктивно был создан в легендарных 1990-х? Причем немецкий автомобиль! Ведь сделан «чех» на базе известного своей добротностью и надежностью Volkswagen Golf IV. Сегодня белорусскую мечту можно купить за $5000-6000, причем младше десяти лет. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Жертвовать приходится дизайном. Как ни крути, но визуально лифтбек Octavia Tour уже устарел. Еще бы — когда его «рисовали»?! Квадратный, серый, скучный — глазу зацепиться не за что. И чересчур скромный. С другой стороны, в эпоху зализанных «обмылков» именно строгий «квадратный» дизайн может прийтись по вкусу иным автолюбителям. В любом случае машина создана не для того, чтобы пускать пыль в глаза. Это надежный, практичный и добротный автомобиль родом из своего времени. Именно за такие качества его сегодня и покупают на вторичном рынке.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

В салоне от скуки дохнут мухи, но все сделано очень добротно, немецкая педантичность чувствуется во всем. Материалы отделки качественные, посадка удобная, эргономика и сборка безупречны. Несмотря на то что машина родом из 1990-х, водительское кресло настраивается в том числе и по высоте, отдельно регулируется поясничная поддержка. Широкий диапазон регулировок, оптимальное распределение нагрузок. Руль можно настроить как по высоте, так и по вылету. При этом в качестве дополнительной опции предлагался удобный подлокотник, регулируемый по высоте. В общем, все хорошо. Один только нюанс — с подстаканниками дела обстоят не очень, пристроить стаканчик с кофе толком некуда.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Главный недостаток автомобиля — для ног задних пассажиров места немного, что объясняется относительно короткой (всего 2,5 м) колесной базой. От визуально крупной Octavia ожидалось, что сзади будет просторнее, но это не так. Если спереди сидит кто-то большой, то колени вообще девать некуда — они реально упираются в спинку переднего кресла! Сзади тесновато — это стоит иметь в виду.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Зато теснота на заднем ряду компенсируется очень большим и удобным багажником — серьезный аргумент для белорусского покупателя. Как ни крути, а лифтбек — это практично. Если сложить половинки спинок сзади, получаем чуть ли не грузовой отсек, ступенька при этом образуется совсем небольшая. В общем, с практичностью полный порядок.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

По ездовым ощущениям автомобиль тоже практически безупречен. В наличии — энергоемкая подвеска, а также очень «правильная» управляемость. Кому-то машина может показаться слегка жестковатой, но уж лучше так, чем терпеть чрезмерные крены и раскачку кузова. Немного не хватает шумоизоляции, особенно на заднем ряду, в остальном же вопросов нет.

10 лет не срок?

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Мы нашли экземпляр 2007 г.в. с пробегом 260 тыс. км, который был куплен новым в Беларуси. Сегодня у него второй владелец. До этого автомобиль использовался в коммерческих целях — часто по делам фирмы ездил по трассе. На его примере разберемся, насколько Octavia Tour надежна. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Кузов Skoda Octavia Tour неплохо противостоит ржавчине. В свое время давалась 10-летняя гарантия от сквозной коррозии, на ЛКП — три года.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Но эксплуатация с 2007 года по нашим дорогам все же дает о себе знать. Так как автомобиль чаще использовался на трассе, то передняя часть кузова покрыта сколами. Причем там, где металл оголился, начинает развиваться коррозия. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Но и в других местах имеются проблемы — вспучиваниями краски и сколами покрыт весь кузов! По-хорошему автомобилю требуется полная перекраска. В чем причина таких проблем — в особенностях эксплуатации конкретно этого экземпляра или в изменении технологии покраски в концерне VAG? На специализированных форумах владельцы «первых» Octavia также отмечают, что в 1990-х автомобиль красили лучше.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Зато снизу практически никаких проблем с коррозией. Днище полностью покрыто толстым заводским слоем мастики. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Коррозия проявила себя только там, где металл был поврежден. Например, небольшой ржавый участок обнаружен на пороге, который был в свое время загнут.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия ТурSkoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

В задней части кузова, в районе технологических отверстий, присутствует небольшой налет коррозии. В общем, хоть этот автомобиль и весьма стоек к воздействию «рыжей чумы», но дополнительная обработка скрытых полостей и днища после покупки лишней не будет.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Детали подвески надежны и долговечны, к тому же версии для нашего рынка с 1999 года поставлялись с усиленной подвеской, увеличенным до 170 мм клиренсом и металлической защитой картера. Спереди имеем классический McPherson. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Святая простота — шаровые опоры на болтах! С ремонтопригодностью автомобиля никаких проблем нет.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Стойки стабилизатора выдерживают более 100 тыс. км. К «ходимости» остальных деталей подвески тоже вопросов нет, все долговечно. Раньше всего сдаются втулки стабилизатора, которые могут прийти в негодность за 30-60 тыс. км. Все остальное не требует замены более 100 тысяч, ходовая часть автомобиля очень выносливая.

В данном автомобиле после покупки потребовалась только замена левой шаровой опоры.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Задняя подвеска — обычная балка с пружинами. На маломощных версиях сзади установлены барабанные тормоза, но это не мешает машине эффективно замедляться. К тормозной системе возникали нарекания из-за корродирующих уплотнительных колец тормозных магистралей. При обслуживании системы специалисты рекомендуют их заменить.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Нижняя опора амортизаторов и пружин располагается слишком близко к земле, что уменьшает дорожный просвет.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Топливный бак пластиковый, а значит, ржаветь не будет.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

По толщине стального листа защита картера напоминает броню — очень мощная защита.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

А вот система выпуска отработавших газов уже начала активно ржаветь. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Владелец по старой белорусской традиции заварил проблемные места. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Снизу бампер цельный. В случае наезда, например, на высокий бордюр придется менять весь элемент, а не его часть.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Известные проблемы модели — закисающие трапеции стеклоочистителей. Вопрос решается периодической разборкой и смазкой узла.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Под капотом — 90-сильный 1.9 TDI с ТНВД. Для Octavia одновременно предлагались турбодизели как с распределительным ТНВД, так и с насос-форсунками. В плане надежности насос-форсунки мало чем отличаются от распределительных ТНВД (подробнее здесь). Еще в гамме был атмосферный дизельный SDI — простой и надежный агрегат. Но тянет не так хорошо, как версии с турбиной, да и велик шанс взять автомобиль с большим пробегом, так как часто SDI брали для использования в коммерческих целях.

Сегодня с двигателем ALH этого экземпляра проблем нет, да и тянет моторчик неплохо. Разве что недавно потребовалась замена уплотнительных колец маслорадиатора.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Среди бензиновых моторов самым популярным является 1,6-литровый — простой неубиваемый восьмиклапанник. Не менее распространены у нас 1,4-литровые двигатели, но они не такие надежные и тяговитые. К тому же версии с этими моторами часто брали в корпоративные парки. Весьма удачным является семейство моторов 1.8 и 1.8Т. Правда, ремонт турбомотора дешевым не будет, зато 1.8Т имеет достаточно большой ресурс и высокую надежность. Также он придется по вкусу любителям быстрой езды — с ним турбированная Octavia разгоняется очень шустро. Есть еще двухлитровые восьмиклапанные моторы, тоже весьма неприхотливые, но они на рынке встречаются редко.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Механическая коробка при пробегах свыше 200 тыс. км может потребовать вскрытия и замены подшипников (реже — синхронизаторов), так что это не самый надежный узел. Впрочем, ремонт будет относительно недорогим. Покупая автомобиль с турбированным мотором и МКП, следует знать, что при замене сцепления придется раскошелиться и на двухмассовый маховик. 4-ступенчатый «автомат» долговечен при своевременной, раз в 60 тыс. км, замене масла. Но на рынке версии с «автоматом» очень редки — мы нашли всего два автомобиля в нашей базе объявлений.

К сцеплению в машине с пробегом 260 тысяч вопросов нет. Правда, неизвестно, менялось оно или нет. Возможно, что не менялось, так как большую часть времени автомобиль ездил по трассе. Из-за этого к коробке передач тоже нет никаких вопросов, даже кулиса еще не разболтана. Передачи переключаются четко. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Муфта Haldex в полноприводных версиях, а они встречаются нечасто, вполне надежна. Но проблема в том, что вторые и третьи владельцы такого автомобиля часто не знают или игнорируют необходимость замены масла раз в 30 тыс. км, из-за чего узел выходит из строя. В случае поломки ремонт будет дорогим. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Салон вполне износостоек, однако на экземпляре с пробегом 260 тыс. км руль и внутренняя ручка водительской двери потерты, а подлокотник засален. Тем не менее скрипов на ходу пока не слышно, хотя некоторые владельцы жалуются на «сверчки».

С электрикой случаются незначительные проблемы в виде выходящих из строя кислородных датчиков, блоков ABS, вентиляторов. Нередко ломаются электрические стеклоподъемники из-за примерзания уплотнителей к стеклу. Впрочем, эти проблемы касаются любого автомобиля при его эксплуатации в наших условиях. 

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Вердикт shkoda-avto.ru

Пробег 260 тыс. км для Skoda Octavia Tour не предел. Автомобиль вполне способен проехать еще столько же. Новый владелец поменял только левую шаровую опору, подварил глушитель и поставил новые уплотнители в маслорадиаторе. Расстраивают лишь проблемы с нестабильностью качества покраски автомобилей VAG второй половины 2000-х — при покупке стоит внимательно изучить состояние ЛКП.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

В остальном машина на века. «Чешский Volkswagen» Skoda Octavia — выбор прагматика, который хочет получить надежность и немецкое качество 1990-х в не самой старой машине за относительно небольшие деньги.

Одна проблема с Octavia Tour — мухи от скуки будут дохнуть, факт.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ
shkoda-avto.ru

Редакция благодарит СТО «КОЛА-М» за помощь в подготовке материала

Была ли у вас Skoda Octavia Tour А4? Что вы думаете об этом автомобиле? Поделитесь своим опытом эксплуатации с нашими читателями на форуме

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Таблица технических данных Skoda Octavia Tour 1.9 TDI
ДВИГАТЕЛЬ
Типтурбодизель
Число и расположение цилиндров4, рядное
Рабочий объем, куб.см1896
Мощность, л.с. при об/мин90/4000
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин210/1900
ТРАНСМИССИЯ
Приводпередний
Тип5, механическая
ПОДВЕСКИ, ТИП
Передняянезависимая McPherson
Задняяполузависимая пружинная
ДИНАМИКА
Разгон до 100 км/ч, с13,2
Макс. скорость, км/ч182
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км4,2
В городском цикле, л/100 км6,6
В смешанном цикле, л/100 км5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина/ширина/высота, мм4510/1730/1430
Колесная база, мм2510
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Объем багажника, л528/1328
Емкость топливного бака, л55
МАССА
Масса снаряженная, кг1270
Масса полная, кг1855

Пульс цен

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Приобрести Skoda Octavia первого поколения можно, имея в кармане всего $2500, — именно с этой отметки стартуют цены на экземпляры 1997 г.в. Но сомнительно, что такая машина будет в хорошем состоянии.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Экземпляры 2007 года оцениваются в $5000-6500. Любопытно, что Octavia А5 не особенно дороже А4.

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Skoda Octavia 1U: характеристики, плюсы, минусы Шкода Октавия Тур

Стоимость Octavia первого поколения последних лет выпуска приближается к $7000. А там уже и до более свежих «бюджетников», которые тоже надежны, недалеко…

Более 2.100 оригинальных б/у запчастей для Skoda Octavia на сайте-агрегаторе BAMPER.BY. Здесь собраны предложения всего спектра продавцов: от крупных фирм до мелких разборок. Поиск любой запчасти — в три клика.