Дымит дизельный двигатель черным дымом —причины —последствия | решение проблемы

Системы common rail и pump duse дымят что делать

Используйте присадку Systempflege Diesel включает в свой состав химические компоненты, обеспечивающие высокоэффективную очистку топливных систем типа Common Rail и Pump-Duse, а также надежную защиту топливопроводов, прочих деталей топливной аппаратуры от преждевременного износа вследствие наслоения твердых и маслянистых загрязнений.

Обладая антикоррозийными свойствами, средство способствует продлению моторесурса двигателя благодаря способности связывать и устранять водяные включения в дизельном топливе, одновременно повышая его смазывающие характеристики. Реомендуется к использованию в дизель-моторах автомобилей марки KIA и моделей других брендов с топливными системами Common-Rail и Pump-Duse.

Присадку Systempflege Diesel через каждые 2-3 тыс. км. пробега заливают в топливный бак из расчета 250 мл на 70 л. дизтоплива.

2. Очистку топливных систем Common-Rail и Pump-Duse можно производить также с использованием промывки Pro-Line Ansaug System Reiniger Diesel, описание которой было приведено выше.

Чистка нагара и налета на иглах чтобы не дымило

Незаменимый помощник Diesel Spülung – комбинированная промывка, в состав которой входит пакет специальных присадок, обеспечивающих комплексную очистку как непосредственно форсунок, так и всей системы впрыска в целом.

Радикально устраняет твердый нагар и мазутно подобный налет на функциональных металлических поверхностях. Обладает антизакисающим и антикоррозионным действием, оптимизирует качественные характеристики дизтоплива вследствие увеличения цетан-числа.

Способствует беспроблемному запуску двигателя даже в холодную погоду. Благодаря оптимальному распылению топлива и активизации его сгорания улучшает мощностнодинамические характеристики мотора, снижает уровень нейтрализации отработанных газов.

Средство Diesel-Spulung сертифицировано в соответствии с требованиями стандарта Евро-4. Одобрено экспертным советом BMW как оригинальный продукт для дизелей автомобилей данной марки. Рекомендовано также для двигателей Mitsubishi и большинства других марок легковых машин.

Процесс очистки топливной системы присадкой можно осуществлять как обычным, так и альтернативным способом, с применением аппаратуры JetClean.

Для традиционной очистки надо произвести отсоединение топливопровода, связывающего ТНВД и топливный бак (со стороны бака), а также шланга обратной подачи топлива, а затем погрузить освободившиеся концы в емкость, заполненную очистителем. После этого следует завести мотор в режиме холостого хода, периодически слегка подгазовывая.

Для глубокой очистки с использованием оборудования JetClean необходимо залить в заправочную емкость аппарата 4-6 упаковок средства Diesel-Spulung, произвести все требуемые подсоединения к впускной системе (см. инструкцию по эксплуатации JetClean) и запустить мотор на холостых оборотах до завершения процедуры очистки.

В профилактических целях присадку можно также заливать в топливный бак автомобиля из расчета, соответственно, мл присадки на объем бака (л):

· 500 мл на 35-75 л.

· 750 мл 70-110 л.

· 750-1000 мл на 120-140 л.

Профилактическую очистку рекомендуется повторять после каждых 3-5 тыс. км. пробега автомобиля.

Белый дым у дизеля

Тут ситуация схожа с бензиновыми двигателями, не стоит путать белый дым с паром.

Многие владельцы дизельных автомобилей путают сизые выхлопные газы с белыми.

Как отмечалось пунктом выше, сизый дым часто является следствием выхода из строя деталей турбины, и чтобы его определить, достаточно понюхать.

Основная же причина белого дыма у дизелей, это попадание охлаждающей жидкости в один или несколько цилиндров (чаще в один).

Практически все впускные коллекторы у дизельных моторов подогреваются охлаждающей жидкостью, выход из строя прокладки позволяет просочиться ОЖ в камеру сгорания.

Другие причины появления из выхлопной трубы белого дыма в дизелях идентичны бензиновым агрегатам, мы их повторим, но раскрывать полностью не будем (смотрите выше), это:

  1. Прогорание прокладки блока;
  2. Трещина в головке или самом блоке.

В последнем случае выход только один, провести замену головки блока. Но так, как новая деталь для современных иномарок может стоить от 1000 у.е., многие идут на компромисс и приобретают контрактные аналоги (бывшие в употреблении) привезенные из других стран.

Стоит такой вариант от 400 до 600 у.е. в зависимости от модели авто.

Главные причины

Цвет дыма из выхлопной трубы – это один из главных диагностических признаков, который нельзя игнорировать.

Как правило, основными причинами повышенной задымленности выхлопных газов являются:

  1. Неправильное сгорание топлива;
  2. Горючая жидкость сгорает не полностью;
  3. Попадание масла и охлаждающей жидкости в цилиндры.

Все это является следствием возникших неисправностей в:

  1. Цилиндропоршневой группе, дальше ЦПГ;
  2. Системах — топливной, распределения впрыска, охлаждения, зажигания, смазки.

По цвету выхлопных газов можно сделать поверхностную диагностику и сразу сказать, что является источником проблемы — масло, топливо или ОЖ.

Но вот выявить другие причины задымленности вряд ли получиться, так как один и тот же цвет дыма может быть следствием разных поломок.

Чтобы быстро найти причину белого, черного дыма или других цветов необходимо сопоставить все нехарактерные особенности в работе мотора и его систем.

Нужно понимать, что причиной могут быть вторичные факторы, которые напрямую не могут влиять на повышенную задымленность выхлопных газов.

Например, неисправности в системе охлаждения могут привести к его перегреву. Если вовремя не принимать меры, то возникает большая вероятность залегания (пригорания) поршневых колец.

Как следствие, масло будет попадать в цилиндры и выходить вместе с выхлопными газами придавая им синий (сизый) оттенок, также будет присутствовать характерный резкий запах.

Дым из выхлопной трубы при запуске двигателя: белый, черный, синий цвет выхлопных газов

Как уже было сказано, при запуске двигателя дым из выхлопной системы может быть разного цвета, при этом не всегда дымление становится поводом для беспокойства. Начнем с белого цвета выхлопа.

Дело в том, что после стоянки в выпускной системе накапливается конденсат. После запуска конденсат начинает испаряться, также на количество дыма и его плотность влияет наружная температура и влажность воздуха (чем холоднее и влажнее, тем гуще и дольше будет сохраняться белый дым). В морозы такое дымление может быть постоянным, то есть установка дымит белым независимо от степени прогрева ДВС.

Данная неисправность появляется в результате перегревов двигателя, пробоя или прогара прокладки головки блока цилиндров, образования трещин БЦ и ГБЦ в тех местах, где проходят каналы рубашки охлаждения ДВС.

В такой ситуации  понадобится снимать головку, при необходимости шлифовать привалочную плоскость, менять прокладку ГБЦ, проверять головку на герметичность, ремонтировать трещины и т.п.

Результатом становится разжижение и помутнение моторного масла, появление характерной коричневатой эмульсии. Добавим, что при интенсивном скоплении ОЖ в пространстве над поршнем может произойти гидроудар двигателя. По указанным причинам сильное дымление белым дымом является тревожным симптомом и требует немедленного устранения. Другими словами, эксплуатацию ДВС лучше прекратить до устранения проблемы.

Как найти проблемный цилиндр

Вышеизложенные неисправности не возникают сразу во всех цилиндрах. Отыскать проблемное место несложно. Это можно сделать с помощью замера компрессии или путем анализа состояния свечи зажигания.

Также проблемный цилиндр может не функционировать, или выдавать мощность намного ниже возможной. Все это будет заметно на нестабильно работающем двигателе, особенно при запуске на холодную.

Как правило, проблемы в ЦПГ сопровождаются металлическими стуками, нехарактерными шумами, которые меняются в зависимости от прогрева двигателя, его эксплуатационных нагрузках, частоты вращения.

Негерметичность клапанов, их прогар, а также проблемы с зажиганием, способствуют повышенному расходу масла, которое вылетает через выхлопную трубу уже в виде синего дыма.

В такой ситуации, к примеру, по причине неисправной свечи зажигания отключиться один цилиндр. Опытные водителя называют такую ситуацию «Двигатель троит».

Признаком негерметичности или прогаром клапанов является появление бело—голубого дыма. В таком случае, чтобы отыскать цилиндр с проблемными клапанами необходимо осмотреть свечи зажигания.

Так свеча, на которой будет явно выраженный, возможно с наростами, черный нагар укажет на источник проблемы.

Дальнейшая диагностика подразумевает проверку компрессии. В таком цилиндре она будет либо отсутствовать полностью, либо компрессометр будет выдавать незначительные параметры, далекие до нормативных.

Как устранить дымление в дизелях

В ситуациях, не требующих радикального ремонта, быстро устранить проблему можно с применением специальных очистителей и присадок, выпускаемых известным немецким концерном Liqui Moly.

Для двигателей, оснащенных системой впрыска классического типа Вам поможет промывка Ansaug System Reiniger Diesel для очистки деталей впускной системы.

Базовой основой данного очистителя является высокоактивный углеводородный растворитель, в который добавлен пакет высокотехнологичных присадок, обуславливающих уникальную способность удалять комбинированные жироминеральные загрязнения в виде твердого нагара, сажево-масляных напластований и т.д.

Обеспечивает идеальную частоту всасывающей области дроссельных заслонок и других функциональных компонентов впускной системы.

Способствует продлению эксплуатационного ресурса двигателя, увеличению его надежности и снижению расхода топлива. Допустимо использование только в дизельных двигателях!

Неисправности турбокомпрессора и проблемы с компрессией

Современные дизельные двигатели оснащены турбокомпрессорами, что дало им большое распространение на легковых автомобилях для повседневного пользования. Также это добавило еще одну причину дымящего двигателя.

Это либо попадание повышенного количества масла во впускной тракт из-за износа резиновых уплотнителей, либо турбина по какой-то причине не способна нагнетать необходимое давление. Если в двигателе низкая компрессия, тогда наблюдаются проблемы с запуском двигателя, заметная потеря мощности и появление густого черного дыма под нагрузкой.

Очень редкой причиной, почему дымит дизельный двигатель черным дымом, является переизбыток компрессии. В салоне отчетливо слышен звук работы мотора, шумы детонации топлива. Такой дефект появляется при ошибках во время сборки всего мотора в целом. Сама по себе высокая дымности дизельного двигателя не приводит к поломке мотора.

Но если причиной является неправильно установленный угол впрыска или постепенный выход из строя форсунок, тогда езда на таком автомобиле приведет к разрушению деталей двигателя от повышенной нагрузки. Конечным итогом станет необходимость капитального ремонта либо полной замены агрегата, что является очень дорогостоящей процедурой для дизельных двигателей.

Последствия образования сажи

При повышенном образовании сажи в дизельном двигателе первым из строя, как правило, выходит сажевый фильтр дизеля, что приводит к необходимости его замены. В дальнейшем сажа попадает в масло, которое циркулирует по всему мотору. Масляные каналы быстро забиваются, из-за чего масло не может эффективно выполнять отвод тепла от деталей двигателя и происходит их перегрев.

Сначала на поршневых кольцах происходит образование налета (они закоксовываются). Затем все установленные в автомобиле фильтры быстро забиваются грязью и теряют свои свойства.

Снижение проходимости топливных каналов уменьшает количество поступающего масла для смазки деталей, из-за чего они подвергаются повышенному износу. Работа двигателя в условиях повышенных температур со временем приведет к прогару клапанов и поршней. Замена этих деталей является одной из самых дорогостоящих процедур при обслуживании автомобиля.

При смешении топлива и моторного масла, вязкость последнего сильно снижается и в таком состоянии масло не способно защитить детали от износа в процессе эксплуатации. Визуально это можно определить, вынув масляный щуп из двигателя. Если даже при отрицательных температурах, моторное масло будет капать со щупа, а по запаху напоминает солярку это прямое указание на необходимость срочного ремонта.

Причины белого дыма

Белый дым из выхлопной трубы в разных погодных условиях может указывать как на возникновение неисправностей, так и наоборот, в отсутствии таковых.

В холодное время года, как правило, это явление считается нормальным и после прогрева мотора пропадает.

В холодную погоду, особенно при минусовой температуре, из выхлопной трубы выходит не дым, а пар, первоисточник которого – вода, является сопутствующим элементом сгорания топлива.

На холоде пар конденсируется и приобретает белый цвет, который по мере прогрева двигателя, становиться тусклее.

Также параллельно с паром можно наблюдать воду, которая капает (течет) из выхлопной трубы.

Появление и густота пара зависят от многих факторов:

  1. Влажность воздуха – чем она больше, тем насыщенней белый цвет пара;
  2. Холод – чем ниже температура, тем больше вероятность появления пара даже на прогретом моторе, при этом если температура опускается за минус 20, то пар становиться бело—сизым.

Появление белого дыма на прогретом двигателе в теплую погоду сигнализирует о том, что в цилиндры проникла охлаждающая жидкость.

Вода, которая содержится в ОЖ, при сгорании топлива нагревается, но не успевает испариться и в виде белого дыма (пара) выходит из выхлопной трубы.

Причин попадания ОЖ в цилиндры может быть несколько, одна из них, пробита прокладка головки блока.

Важно понимать, что оттенок былого дыма в данном случае может меняться и зависит от погодных условий, типа охлаждающей жидкости (ее состава), освещенности на улице. Как правило, дым приобретает синеватый (сизый) оттенок и многие путают его с масляными выхлопами.

Нужно знать, что белый пар не имеет резкого запаха и после того, как покинул выхлопную трубу, сразу же остывает и рассеивается. А масляной дым, мало того, что резко и неприятно пахнет, он оставляет после себе синеватый туман, который долго не рассеивается.

Чтобы проверить, что выходит из выхлопной трубы масло или пар, заведите и немного прогрейте двигатель. Затем возьмите чистый лист белой бумаги и приложить его к выхлопной трубе.

Вода, оставаясь на бумаге, через несколько минут высохнет, не оставив явных следов. Масло же, наоборот, оставит явные жирные пятна.

Помимо пробитой прокладки ОЖ в цилиндры может попадать в результате образования трещин в блоке и его головки.

Также возможны обратные процессы – проникание выхлопных газов из цилиндра в систему охлаждения, что приводит к образованию газовой пробки.

Дальше диагностика возможна без снятой или со снятой головкой блока.

Без снятия головки.

Газовое образование может помочь быстро выявить проблему. Для этого необходимо открыть расширительный бачок или радиатор и осмотреть охлаждающую жидкость на предмет:

  1. Наличия масляной пленки;
  2. Уровня жидкости (он ниже обычного);
  3. Наличие запаха выхлопных газов.

При открытом расширительном бачке попросите помощника завести машину (мотор должен быть холодным). Одной рукой возьмитесь за верхний патрубок радиатора.

Если в бачке появились пузырьки газа, уровень начал «плавать» (подниматься и опускаться, и наоборот), периодически выбрасывается жидкость через крышку, давление в патрубке резко возросло, то это является признаком наличия трещины.

Заглушите двигатель. Обратите внимание, уходит ли ОЖ из расширительного бачка. Если да, то нужно понимать, что она, скорее всего, уходит в цилиндры.

Далее, через масляные кольца она попадает в поддон картера, уровень жидкости повышается, что уже может негативно сказаться на работу мотора.

После запуска мотора масло с ОЖ окончательно смешиваются и образуют эмульсию, которая приобретает характерный для такой смеси серый (если ОЖ – ВОДА) или желто—коричневый (ржавый) цвет.

Для диагностирования неисправности:

  1. Откройте пробку заливной горловины масла;
  2. Выньте щуп и замерьте уровень масла;
  3. Проверьте цветность жидкости на щупе и под крышкой заливной горловины;
  4. Если цвет в картере не изменился, а под крышкой имеется желто—коричневая пена, то это значит трещина или прогар есть, но они незначительные или появились недавно; Дымит дизельный двигатель черным дымом —причины —последствия | решение проблемы
  5. Если цвет масла в картере тоже изменился, а при запуске двигателя ощущается, что коленчатый вал проворачивается тяжело, значит, размеры дефектов большие, возможно, над поршнем собралась жидкость, которая мешает запуску мотора. Возникает опасность в гидроударе и поломки или деформации шатуна.

Чтобы выяснить где появился дефект можно сделать следующее:

  1. Выкрутите все свечи зажигания;
  2. Сравните их между собой, та свеча, которая будет самой чистой даст понять где искать неисправность. Дело в том, что ОЖ, попадая в цилиндры, вымывает все вокруг. Не исключением являются и свечи зажигания;
  3. Поставьте авто на ручной тормоз. Проверните коленчатый вал таким образом, чтобы оба клапана проблемного цилиндра были закрыты, а поршень находился ближе к НМТ. Любым возможным способом через отверстие свечи подайте вовнутрь под давлением воздух и если в расширительном бачке повысился уровень ОЖ, то, можно сказать, что причина выявлена. Дымит дизельный двигатель черным дымом —причины —последствия | решение проблемы

Со снятием головки.

Снимите головку блока и осмотрите прокладку на наличие прогара. Обратите внимание на плоскость головки, не повело ли ее.

Вспомните, перегревался ли двигатель и когда это было. Часто автовладелец даже не знает о перегреве мотора (какое—то время автомобилем управляли по доверенности), но недавняя замена неисправного вентилятора или термостата, может навести на определенные мысли.

Подготовьте фонарик. Опустите поршень в нижнюю мертвую точки и осмотрите стенки цилиндра на наличие трещин, их несложно заметить.

Если трещин нет, то ситуация усложняется. Нужно внимательно осмотреть стенки камеры сгорания на головке блока, особенно в районе седла выпускного клапана. В сложных ситуациях головку под давлением проверяют на герметичность.

В некоторых моделях авто, где конструктивно предусмотрен подогрев впускного коллектора с помощью охлаждающей жидкости через специальные каналы, возможно попадание последней в цилиндры через пробитые прокладки.

Диагностировать данную неисправность можно по уровню ОЖ, который уменьшается, изменившемуся цвету масла.

При этом давление в патрубке радиатора не возрастает, в расширительном бачке отсутствуют запахи выхлопных газов (как в случае, описанном выше).

Эти признаки помогут избавиться от ненужных действий, к примеру, снятия головки блока.

Поэтому важно знать конструктивные особенности своего автомобиля.

Из вышесказанного становиться очевидным, что часто причиной появления белого дыма из выхлопной трубы может быть перегрев мотора. Поэтому устранять нужно не только прямые причины, но и те, которые привели к данному перегреву.

А это, как правило, неисправности в системе охлаждения: негерметичность соединений, воздушные пробки в радиаторе, неисправности термостата, вентилятора и его муфты, датчика включения и другие.

Поэтому при появлении из выхлопной трубы белого дыма эксплуатация транспортного средства противопоказана, при условии, что это не пар.

Смесь масла с ОЖ не обладает нужными смазочными свойствами, что приведет к быстрому износу деталей, который будет увеличиваться в геометрической прогрессии.

Работы двигателя с такой эмульсией хватит буквально на несколько десятков в лучшем случае пару сотен километров, а потом неотвратимо нужно будет делать капитальный ремонт.

Синий (сизый) цвет выхлопных газов

Основные причины синего дыма у дизелей:

  1. Попадание масла в цилиндры;
  2. Поздний впрыск топлива;
  3. Низкая компрессия;
  4. Неисправности турбокомпрессора (износ уплотнений ротора, подшипников).

Причины попадания масла в цилиндры у дизелей аналогичны, как и у бензиновых двигателей, повторяться не будем.

Если появился поздний впрыск топлива, то причина проблемы находится в ТНВД, скорее всего он неисправен.

В результате естественного износа деталей топливного насоса высокого давления, а при неправильной его эксплуатации — ускоренного износа, период опережения впрыска топлива постепенно уменьшается.

В результате этого топливо не успевает смешаться с воздухом и нагреться (приготовиться), а, следовательно, оно не догорает в камере сгорания и в виде сизого (синего) дыма вылетает из выхлопной трубы. Сопутствующий признак – двигатель трясет при запуске.

Когда двигатель прогреется топливо в цилиндрах успевает нагреться и сгорает полностью, поэтому дым синего цвета через пару километров пути может исчезнуть.

Также стоит обратить на такую неисправность, как нехватка топлива в ТНВД. Проблема может возникнуть по причине забитого фильтра тонкой очистки топлива.

Тут стоит упомянуть про подпружиненный поршень таймера, с помощью которого регулируется поздний или ранний впрыск. Он находится непосредственно в ТНВД.

Суть в том, что нехватка топлива приведет к понижению давления в насосе, это уменьшит противодействие пружине, которая сместит поршень на поздний впрыск.

Это приведет к позднему впрыску топлива, тряске двигателя и появлению синего дыма из выхлопной трубы.

Если в цилиндрах низкая компрессия, то это будет влиять на формирование нужной температуры для воспламенения топлива. Ведь показатели температуры прямо пропорциональны создаваемому поршнем давлению, а последнее зависит от компрессии.

Температура будет ниже нормативной, а значит подаваемое вовремя топливо не будет воспламеняться.

Если, к примеру, два цилиндра в дизельном двигателе имеют хорошую компрессию, а два нет, то мотор, скорее всего, запустить удастся, но вот запуск будет сопровождаться огромным количеством сизого дыма.

Когда мотор прогреется цвет выхлопов нормализуется. Это произойдет потому, что на общем фоне работы двигателя температура во всех цилиндрах выровняется и станет достаточной для того, чтобы дизтопливо воспламенялось даже там, где компрессия слабая.

Читайте по теме: Разная компрессия в цилиндрах, что делать?

Неисправности турбокомпрессора тоже могут стать причиной появления из выхлопной трубы синего или сизого дыма. Выход из строя уплотнений ротора, износ подшипников позволяет проникать маслу во входной патрубок турбины.

Оттуда масло поступает в выхлопную систему, там догорает и выбрасывается наружу.

Выявить такую неисправность тяжело, так как внешне в первое время она себя не проявляет, но затем признаки, как говориться налицо.

Читайте по теме: Ремонт турбины своими руками.

Синий или сизый дым

Моторное масло, попадающее в цилиндры, является основной причиной образования в выхлопной трубе синего дыма.

В зависимости от режима работы агрегата, степени его перегрева, от количества попавшего в цилиндры масла зависит цветность дыма.

Он может быть плотным сине—белого цвета, или прозрачным сизым.

Вышеупомянутый тест с бумагой поможет промониторить ситуацию.

Жирные маслянистые невысыхающие пятна, которые остаются на бумаге от выхлопных газов, резкий токсичный запах указывает на масляной характер дыма.

Первое, на что нужно обратить внимание, это увеличенный расход масла.

Первые симптомы:

  • расход в диапазоне от 0,4 до 0,5 л. на 100 км — синий дым из выхлопной трубы начинает появляться только при резком изменении нагрузок двигателя.
  • расхода увеличился до показателя от 0,8 до 1,0 л. на 100 км — сизый или синий дым появляется и в режиме стандартных нагрузок. В режиме повышенных оборотов дым становится сильно густым с отравляющим запахом.

На всех современных авто установлен каталитический нейтрализатор, который частично нейтрализует частицы масла в выхлопных газах, соответственно синева дыма будет минимальной, но это не значит, что двигатель работает в нормальном режиме.

Вовремя не выявленная проблема уменьшит срок службы катализатора.

Причины, по которым появляется дым из выхлопной трубы очевидны, это износ узлов и деталей ЦПГ, и, как следствие, проникновение масла в ненормированном количестве в цилиндры двигателя.

Это происходит:

  1. Через зазоры между направляющими втулками и стержнями клапанов;
  2. Через компрессионные и маслосъемные кольца.

В первом случае. Помимо износа указанных деталей стоит обратить внимание и на маслосъемные колпачки, неисправность которых также приводит к проникновению масла в камеру сгорания, и как следствие, образованию синего дыма.

Со временем колпачки становятся малоэластичными и не полностью выполняют свои функции. В итоге масло, стекая по клапанам, проникает в камеру сгорания. Спасти ситуацию сможет только их замена.

Между изношенными деталями очень хорошо проходит масло, особенно если оно разогретое и разжиженное.

По мере прогрева мотора жидкое горячее масло беспрепятственно попадает в цилиндры по увеличенным зазорам, чем и вызывается повышенная задымленность выхлопных газов.

Способствует увеличению поступления масла в камеру сгорания перемещение автомобиля на холостых оборотах и при торможении двигателем.

Во впускном коллекторе, при обоих режимах передвижения, образуется разряжение, благодаря которому масло, под действием перепадов давления, стекает по стержням клапанов и собирается в выхлопной системе на стенках деталей.

По этой причине при открытия дроссельной заслонки, которое происходит в результате нажатия на педаль газа, в первые несколько секунд масляной сизый дым имеет ярко выраженную густоту.

Во втором случае. Износ гильз, поршневых колец, деформация поршня также может быть причиной масляного токсичного сизого дыма из выхлопной трубы.

Поршневые кольца.

Верхние компрессионные кольца воспринимают нагрузку не только при взаимодействии с гильзами цилиндров с наружной стороны, но и с торцов, под действием давления образовавшийся газов. В этих местах происходит их наибольший износ.

Кольца находятся в поршневых канавках, которым свойственно тоже изнашиваться – образуются большие зазоры. Это создает эффект насоса.

Изношенные верхние компрессионные кольца за счет эффекта насоса как бы подкачивают масло в цилиндры снизу—вверх, даже несмотря на то, что маслосъемные кольца находятся в исправном состоянии.

Неисправные маслосъемные кольца полностью не снимают масло со стенок гильз, в итоге последнее догорает в камере сгорания образуя токсичный масляной выхлоп.

Цилиндры.

Всем известно, что поршень останавливается в верхней и нижней мертвых точках.

Именно в районе ВМТ, там, где останавливается верхнее компрессионное кольцо, происходит сильный износ гильзы, так как в этой зоне происходит воспламенение топливной смеси и соответственно возникают большие нагрузки на детали.

В средней части, под действием внешних и внутренних факторов, цилиндр часто становиться овальным, а это уже отклонение от формы и нарушение качества герметизации. Поршневые кольца в данном случае ситуацию не спасают.

Если владелец авто забыл поменять масляной фильтр, то в результате плохой очистки в масле появляются абразивные частицы, которые попадая в пространство между гильзой и юбкой поршня повреждают их поверхности.

Возникшие царапины, даже при идеальном состоянии поршневых колец, способствуют проникновению масла.

Если автомобиль долго не эксплуатировался и не был законсервирован, как это положено при продолжительной стоянки, возможно появление коррозии на деталях ЦПГ (кольцах, поршнях, гильзах).

В таком случае на притирку и приработку деталей понадобится время, и то, результат вряд ли гарантирован. А вот повышенный расход масла и синий дым из выхлопной трубы гарантирован точно.

Не стоит рассчитывать на бездымную работу двигателя после его некачественного капитального ремонта.

Неоригинальные комплектующие, дефектные кольца, поршня, гильзы неправильной формы с грубой поверхностью, не могут гарантировать качественную приработку деталей. Экономить на таком ремонте не стоит.

Повышенное давление картерных газов и уменьшение компрессии первый признак износа деталей ЦПГ, а это значит, что скоро ждите появление синего дыма.

Но здесь есть важным момент, незнание которого может запутать при поиске причин появление синего дыма.

Так как в цилиндры поступает масло в увеличенном количестве оно хорошо герметизирует зазоры, образовавшиеся в результате износа деталей. Если зазоры небольшие, то показатели компрессии могут быть близкими к норме, что многих вводит в заблуждение.

Если износ деталей в двигателе незначительный, то будет наблюдаться следующая картина.

При запуске мотора на холодную из выхлопной трубы сначала появится дым синего цвета и по мере прогрева он начинает уменьшаться и в итоге пропадет.

Объясняется это тем, что между холодными деталями, которые пока еще имеют неправильную форму, образуются большие зазоры, по мере прогрева, детали приобретают нужную форму, занимают правильно места и зазоры уменьшаются.

Если детали ЦПГ изношены до предела, то ситуация будет другая.

Масло, по мере прогрева мотора, нагреваясь становиться менее вязким, поэтому оно свободно проникает в цилиндры.

Изношенные детали, даже после прогрева не будут плотно примыкать друг к другу, что не создает никаких препятствий для проникновения масла.

Поэтому по мере прогрева интенсивность выхода синего дыма из выхлопной трубы будет только усиливаться.

Другие возможные дефекты, которые не менее опасны:

  1. Детонация. Последствия – повреждение колец на поршнях, но чаще поломка перемычек между ними;
  2. Деформация юбок поршней – результат перегрева мотора, приводит к образованию увеличенного зазора между гильзой и поршнем. Деформированный поршень в результате перекоса уменьшает эффект от работы колец, понижается компрессия.
  3. Деформация шатуна – происходит в результат удара поршня по клапану, который не закрылся в результате обрыва ремня ГРМ. Гидроудара – как следствие проникновения в цилиндры воды или топлива. Результат тот же, что и в пункте 2.
  4. Пригорание колец и их залегание в канавках поршня. Причина – игнорирование рекомендациями производителя авто по использованию в двигателе определенной марки масла.
  5. Кольца завальцованы в канавках – причина, длительное неуправляемое зажигание, когда горючее в камере сгорания воспламеняется не от искры, а от другого перегретого источника (калильное зажигание). Как правило, происходит преждевременное воспламенение, которое приводит к чрезмерному давлению и повышенной температуре. Калильное зажигание может привести к еще большим неприятностям, чем завальцовывание колец и потеря их подвижности – раскол изолятора свечи и попадание его в цилиндр, задир или прогар поршня. Дымит дизельный двигатель черным дымом —причины —последствия | решение проблемы

Читайте по теме: Ремонт поршневой группы, особенности, где лучше делать.

Черный дым

Черный дым из выхлопной трубы, как привило, свидетельствует о неисправности топливной системы автомобиля. Происходит неполное сгорание горючего в результате переобогащения топливовоздушной смеси.

Если к выхлопной трубе подставить лист белой бумаги, то на последней будут обнаружены мелкие частицы сажи, это следствие описанной выше проблемы.

Зимой еще проще, сажа будет оседать на снегу.

Одновременно с появлением черного дыма:

  1. Через раз заводиться двигатель и неустойчиво работает;
  2. Повышается расход топлива;
  3. Двигатель не тянет (упала мощность);
  4. Резкий токсичный запах у выхлопных газов.

При этом у инжекторных двигателей черный дым появляется в результате негерметичности форсунок, сбоях в работе датчиков расхода воздуха, кислорода. Все это может привести к переобогащению топливной смеси.

Негерметичность форсунок – это серьезная неисправность, которая может привести к гидроудару, а это капитальный ремонт двигателя.

Дело в том, что через неисправную форсунку в цилиндр двигателя (когда он не работает) может просочиться топливо, которое, находясь в жидком состоянии, не позволит поршню дойти до ВМТ и в таком случае гидроудар неизбежен.

У карбюраторных двигателей черный дым может возникнуть по причине закоксовывания воздушных жиклеров, деформации игольчатого клапана, что приведет к переливу топлива в поплавковой камере. Опять же, происходит переобогащение топливно—воздушной смеси.

Другая проблема избыточного топлива, это попадание его в смазку, разжижение и уменьшение смазочных качеств последней.

Чтобы диагностировать проблему достаточно проверить уровень масла в картере, если он изменился в большую сторону, а жидкость приобрела характерный запах бензина то эксплуатация агрегата прекращается до устранения неисправности.

А также нужно понимать, что переобогащения топливная смесь, попадая в цилиндры смывает поступающее туда масло, а это приводит к повышенному трению деталей, появлению на них задиров, и, соответственно, быстрому их износу.

Подробнее читайте: Что делать если появился черный дым из выхлопной трубы.

Черный или серый дым

Как мы уже знаем (смотрите выше), причиной черного дыма является переобогащение топливной смеси.

Но в дизелях такая смесь может образоваться не только в результате подачи избытка топлива, но и в результате малого поступления воздуха (кислорода) в цилиндры. Т.е. подается повышенный объем дизтоплива, несоразмерный с объемом кислорода.

Причины появления выхлопных газов черного цвета у дизелей:

  1. Износ форсунок (создают низкое давление впрыска, просто льют соляру в виде капель, а не тумана);
  2. Нарушена регулировка подачи топлива на ТНВД;
  3. Неисправен регулятор оборотов на ТНВД;
  4. Забился воздушный фильтр;
  5. Неправильная работа дроссельной заслонки (там, где она есть);
  6. Уменьшение тепловых зазоров во впускных клапанах (нарушена регулировка);
  7. Неправильная работа системы EGR (рециркуляции выхлопных газов);
  8. Неисправности турбокомпрессора;
  9. Неправильно выставлены метки топливоподачи и газораспределения.

Явным признаком нехватки воздуха в камере сгорания может быть темно–серый дым.

А выхлопные газы серого цвета сигнализируют обо всех выше перечисленных проблемах, только в меньшей степени. К примеру, воздушный фильтр не забит полностью, а только частично.

Оставьте комментарий

Войти